SociologyZone
подробно о социологии

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
Страница 4

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

Рис. 1.6. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужно высшее образование, ради чего идут учиться в институт?» (в % к числу опрошенных) [32, c.48]

Как видно из рисунка, основной целью получения высшего образования является желание больше зарабатывать в дальнейшей жизни. Такой ответ выбрали 47% опрошенных. 36% респондентов рассматривают обучение в вузе как «социальный лифт», который позволит им занять более высокое положение в обществе. Только 39% поступают в высшее учебное заведение ради получения специальных знаний, то есть ради получения конкретной профессии, которой они собираются себя посвятить.

23% респондентов идут в вуз не за специальными знаниями, а для приобретения общего развития и культуры. 5% открыто заявили, что для них целью поступления в вуз является возможность избежать службы в армии. Еще 3% из числа опрошенных желают «провести молодые годы в свое удовольствие» и собираются это сделать в высшем учебном заведении. Таким образом, расходы государства на профессиональную подготовку значительного числа студентов оборачиваются потерями бюджетных средств.

Установка родителей на получение их детьми высокого уровня образования почти не зависит от способностей ребенка к обучению и его школьных оценок. По данным опроса семей, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2002 г., 90% респондентов, чьи дети учатся в 9-м классе и получают только удовлетворительные отметки, твердо нацелены или склоняются к тому, чтобы их ребенок продолжал учебу, а не начал работать. Доля родителей девятиклассников-отличников, имеющих аналогичные установки, составляет 98% (табл. 2.4). Для семей с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы, распределение почти идентично: 89% троечников и 99% отличников, скорее, ориентированы на продолжение учебы, чем на работу.

Таблица 2.4 Стратегии на продолжение учебы или начало трудовой деятельности после окончания школы в зависимости от успеваемости ребенка (в % по группам) [32, c.48]

Стратегия

Успеваемость ребенка

удовлетворительная

хорошая - удовлетворительная

хорошая

отличная - хорошая

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

Безусловно, продолжать учебу

62,4

58,8

59,8

70,3

74,7

79,9

87,1

90,3

Скорее, продолжать учебу

27,5

30,4

34,3

24,0

20,9

15,9

11,3

9,1

Скорее, начать работать

4,3

4,3

2,9

0

2,2

1,2

0

0,6

Безусловно, начать работать

2,9

0

2,0

1,9

1,1

2,4

0

0

Еще не определена

2,9

6,5

1,0

3,8

1,1

0,6

1,6

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Программа социологического исследования
Программа СИ включает две части: методологическую и методическую. 1. а) формулировка и обоснование проблемы, б) указание цели, в) определение объекта и предмета СИ, г) логистический анализ основных понятий, входящих в предмет исследовани ...

Проблемы многодетных семей
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тя ...

Средние слои - иллюзии и реальность
Вопрос о судьбе средних слоев и перспективах формирования среднего класса имеет первостепенное значение для судеб страны. Исторически первым на роль среднего класса было предложено дворянство. В XIX в. "воздух свободомыслия" пр ...