SociologyZone
подробно о социологии

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
Страница 4

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

Рис. 1.6. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужно высшее образование, ради чего идут учиться в институт?» (в % к числу опрошенных) [32, c.48]

Как видно из рисунка, основной целью получения высшего образования является желание больше зарабатывать в дальнейшей жизни. Такой ответ выбрали 47% опрошенных. 36% респондентов рассматривают обучение в вузе как «социальный лифт», который позволит им занять более высокое положение в обществе. Только 39% поступают в высшее учебное заведение ради получения специальных знаний, то есть ради получения конкретной профессии, которой они собираются себя посвятить.

23% респондентов идут в вуз не за специальными знаниями, а для приобретения общего развития и культуры. 5% открыто заявили, что для них целью поступления в вуз является возможность избежать службы в армии. Еще 3% из числа опрошенных желают «провести молодые годы в свое удовольствие» и собираются это сделать в высшем учебном заведении. Таким образом, расходы государства на профессиональную подготовку значительного числа студентов оборачиваются потерями бюджетных средств.

Установка родителей на получение их детьми высокого уровня образования почти не зависит от способностей ребенка к обучению и его школьных оценок. По данным опроса семей, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2002 г., 90% респондентов, чьи дети учатся в 9-м классе и получают только удовлетворительные отметки, твердо нацелены или склоняются к тому, чтобы их ребенок продолжал учебу, а не начал работать. Доля родителей девятиклассников-отличников, имеющих аналогичные установки, составляет 98% (табл. 2.4). Для семей с детьми, обучающимися в 10-11 классах средней школы, распределение почти идентично: 89% троечников и 99% отличников, скорее, ориентированы на продолжение учебы, чем на работу.

Таблица 2.4 Стратегии на продолжение учебы или начало трудовой деятельности после окончания школы в зависимости от успеваемости ребенка (в % по группам) [32, c.48]

Стратегия

Успеваемость ребенка

удовлетворительная

хорошая - удовлетворительная

хорошая

отличная - хорошая

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

9 кл.

10-11 кл.

Безусловно, продолжать учебу

62,4

58,8

59,8

70,3

74,7

79,9

87,1

90,3

Скорее, продолжать учебу

27,5

30,4

34,3

24,0

20,9

15,9

11,3

9,1

Скорее, начать работать

4,3

4,3

2,9

0

2,2

1,2

0

0,6

Безусловно, начать работать

2,9

0

2,0

1,9

1,1

2,4

0

0

Еще не определена

2,9

6,5

1,0

3,8

1,1

0,6

1,6

0

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Парадигма – универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течении значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых. Кун критиковался за разнообразие смысла термина. Однако главная причина тому заключалась в ...

Основные методы построения таблиц смертности. Построение полной таблицы смертности
Построение таблиц смертности является в принципе несложной, но достаточно трудоемкой вычислительной процедурой. Она включает в себя несколько этапов: расчет значений исходного показателя для всех возрастов на основе данных статистики сме ...

Понятие формирования личности в процессе социализации. Социологическое понятие личности
Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остаетс ...