Ценность и доступность высшего профессионального образования в РоссииСтраница 3
Важно, что несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодой группы респондентов. 81% лиц, заявивших о таком несоответствии, - это люди в возрасте от 18 до 39 лет. Причем 46% респондентов - юноши и девушки от 18 до 24 лет. Здесь явно просматривается тенденция роста численности выпускников образовательных учреждений, не желающих или не могущих найти работу по специальности. Последнее означает, что уже в ближайшем будущем, при отсутствии кардинальных изменений в системе образования, доля «омертвленных» потерь в бюджетных средствах, выделяемых на финансирование профессионального образования, существенно возрастет. Причем, как видно из данных, приведенных в таблице 2.2, указанная тенденция характерна и для выпускников техникумов и ПТУ.
Дисбаланс между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников объясняется не только несоответствием структуры предложения образовательных программ учебными заведениями структуре спроса предприятий на рабочую силу, но и нежеланием самих учащихся работать по специальности. Согласно данным опроса студентов вузов в четырех пилотных регионах, наименьшее количество студентов, ориентированных на работу по специальности, обучается в педагогических университетах (24% от числа опрошенных) и в технических вузах (29% респондентов). Наибольшее количество студентов, собирающихся работать по специальности, наблюдается в филиалах центральных университетов и творческих вузах (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Процент студентов, которые наверняка решили, что по окончании вуза будут работать по специальности [32, c.47]
Особенно настораживает тот факт, что доля учащихся, собирающихся работать по специальности, практически одинакова как среди выпускников, так и среди первокурсников, то есть большое количество абитуриентов вузов изначально ориентировано на другую профессию. Из данных таблицы 2.3 видно, что только 41% учащихся 1-го и 2-го курсов нацелены на трудоустройство по специальности; 7% не собираются использовать полученные в институте профессиональные знания на будущей работе; 52% (то есть больше половины) первокурсников даже не определили свою жизненную позицию.
Таблица 2.3 Если Вы собираетесь работать по окончании вуза, то будет ли эта работа по той специальности, которую Вы сейчас получаете (в % от числа опрошенных студентов) [32, c.48]
Курс | |||
первый-второй |
третий |
выпускной | |
Да, скорее всего, это будет так |
41 |
32 |
34 |
Может быть, да, может быть, нет |
21 |
32 |
31 |
Скорее всего, нет |
5 |
7 |
9 |
Наверняка, нет |
2 |
3 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
31 |
26 |
21 |
Возникает закономерный вопрос: какими мотивами руководствуются юноши и девушки, выбирая в качестве образовательной стратегии обучение в высшем учебном заведении? Распределение ответов на этот вопрос, представленное аналитической службой ВЦИОМ, демонстрирует рисунок 1.6.
Другое по теме:
Научная разработанность
Разработанность темы в России и мире достаточно высока. С введением во многие вузы такой специальности как "маркетинг в сфере информационных технологий" или смежных с ней дисциплин, возросло количество книг и учебных пособий по ...
Социологическое понимание культуры
Вопросы для изучения:
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры.
Многообразие культур.
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры
Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу ...
Критерии культуры конфликтного взаимодействия
В данной главе рассмотрим критерии конфликтного взаимодействия, которые выявляют регулятивный потенциал культуры и возможности его использования применительно к конфликтному взаимодействию.
Критерии культуры конфликтного взаимодействия ( ...