SociologyZone
подробно о социологии

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
Страница 3

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

Важно, что несоответствие работы полученному образованию наиболее характерно для молодой группы респондентов. 81% лиц, заявивших о таком несоответствии, - это люди в возрасте от 18 до 39 лет. Причем 46% респондентов - юноши и девушки от 18 до 24 лет. Здесь явно просматривается тенденция роста численности выпускников образовательных учреждений, не желающих или не могущих найти работу по специальности. Последнее означает, что уже в ближайшем будущем, при отсутствии кардинальных изменений в системе образования, доля «омертвленных» потерь в бюджетных средствах, выделяемых на финансирование профессионального образования, существенно возрастет. Причем, как видно из данных, приведенных в таблице 2.2, указанная тенденция характерна и для выпускников техникумов и ПТУ.

Дисбаланс между профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников объясняется не только несоответствием структуры предложения образовательных программ учебными заведениями структуре спроса предприятий на рабочую силу, но и нежеланием самих учащихся работать по специальности. Согласно данным опроса студентов вузов в четырех пилотных регионах, наименьшее количество студентов, ориентированных на работу по специальности, обучается в педагогических университетах (24% от числа опрошенных) и в технических вузах (29% респондентов). Наибольшее количество студентов, собирающихся работать по специальности, наблюдается в филиалах центральных университетов и творческих вузах (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Процент студентов, которые наверняка решили, что по окончании вуза будут работать по специальности [32, c.47]

Особенно настораживает тот факт, что доля учащихся, собирающихся работать по специальности, практически одинакова как среди выпускников, так и среди первокурсников, то есть большое количество абитуриентов вузов изначально ориентировано на другую профессию. Из данных таблицы 2.3 видно, что только 41% учащихся 1-го и 2-го курсов нацелены на трудоустройство по специальности; 7% не собираются использовать полученные в институте профессиональные знания на будущей работе; 52% (то есть больше половины) первокурсников даже не определили свою жизненную позицию.

Таблица 2.3 Если Вы собираетесь работать по окончании вуза, то будет ли эта работа по той специальности, которую Вы сейчас получаете (в % от числа опрошенных студентов) [32, c.48]

Курс

первый-второй

третий

выпускной

Да, скорее всего, это будет так

41

32

34

Может быть, да, может быть, нет

21

32

31

Скорее всего, нет

5

7

9

Наверняка, нет

2

3

5

Затрудняюсь ответить

31

26

21

Возникает закономерный вопрос: какими мотивами руководствуются юноши и девушки, выбирая в качестве образовательной стратегии обучение в высшем учебном заведении? Распределение ответов на этот вопрос, представленное аналитической службой ВЦИОМ, демонстрирует рисунок 1.6.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Факторы, характеристики и основные направления социальной мобильности в России
Понятие, основные типы и виды социальной мобильности населения, мы рассмотрели выше. В данной главе будут освещены вопросы социальной мобильности в современной России. Сложившаяся к началу 90-х гг. структура российского общества стала ре ...

Структура религиозной организации включает ряд подсистем.
Первая подсистема религиозной организации – институт воспроизводства религиозного мировоззрения, вероучения. Ее задача – сохранение и передача канонического религиозного текста, выработка способов его интерпретации, научение новых членов ...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно разделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции. Биологические концепции (теории физических типо ...