SociologyZone
подробно о социологии

Ценность и доступность высшего профессионального образования в России
Страница 6

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Ценность и доступность высшего профессионального образования в России

При этом большинство из числа опрошенных не питают иллюзий относительно возможности бесплатного поступления в вуз или обучения в высшем учебном заведении. Согласно тому же опросу, 45% респондентов не сомневаются в необходимости значительных денежных затрат на поступление, еще 23% склоняются к признанию этого. Лишь 12% родителей безоговорочно уверены в существовании реальной возможности поступления в вуз без значительных денежных затрат. Безусловно готовы пойти на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования 34% из числа опрошенных столичных жителей и 38% респондентов-немосквичей. 29% семей, скорее, готовы, чем не готовы, нести такого рода расходы. Абсолютно не готовы к этому лишь 11% родителей. Таким образом, около 66% российских семей не только хотят дать своим детям высшее профессиональное образование, но и готовы пойти ради этого на значительные, с их точки зрения, денежные затраты.

Потенциальная готовность родителей к инвестициям в образование ребенка в значительной степени соответствует их реальным финансовым возможностям. Как видно из данных таблицы 2.6, 16% российских семей в состоянии потратить на обучение ребенка более 36000 рублей в год; 48% респондентов могут выделить от 12000 до 36000 рублей в год; 29%) домохозяйств способны предоставить денежные средства на сумму, меньшую, чем 12000 рублей в год; 6,4% российских семей вообще не в состоянии материально поддерживать своих детей в процессе их обучения в вузе. В то же время, согласно нашим оценкам, обучение среднестатистического студента вуза на коммерческой основе обходится его родителям в 24688 рублей в год; расходы среднего домохозяйства на студента, обучающегося на бюджетной основе, составляют 8601 рубль в год. Сопоставление финансовых возможностей семей с фактически требующимися затратами на высшее профессиональное образование позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 2.6 Максимальные приемлемые для семьи ежемесячные затраты на обучение ребенка в вузе[32, c.50]

Максимальные затраты, рублей в месяц

Доля семей, в %

0

6,4

Менее 500

9,8

500 – менее 1000

19,2

1000 – менее 2000

34,3

2000 – менее 3000

13,9

3000 – менее 6000

13,4

6000 и более

2,9

Таким образом, в настоящее время доступ к высшему профессиональному образованию полностью закрыт для 6,4% российских семей. 29% родителей могут обеспечить материальную поддержку своему ребенку только в случае его обучения на бюджетной основе. Если государство откажется от финансирования системы высшего профессионального образования и целиком переведет ее на коммерческие рельсы, то обучение в высшем учебном заведении станет недоступным для 1/3 юношей и девушек соответствующего возраста, среди которых могут оказаться талантливые представители современной молодежи. При сложившемся сегодня уровне цен на программы высшего профессионального образования приблизительно 2/3 российских семей в состоянии обучать своих детей на коммерческой основе. Однако следует иметь в виду, что цены на образовательные программы существенно дифференцированы в зависимости от их качества, спроса населения на ту или иную специализацию и брэнда учебного заведения. В результате 33% сечей могут оплачивать только недорогие программы, стоимость которых оказывается токе средней для российского рынка цены. Недоступность для данной категории потребителей более дорогих образовательных услуг приводит к интенсивному развитию рыночного сегмента «псевдообразования», так как многие из программ, относящихся к нижней ценовой категории, не соответствуют современным стандартам качества. Оплатить обучение своих детей в престижных столичных вузах, где цена образовательных программ значительно превышает средний уровень, в состоянии лишь 16% родителей. Таким образом, приобретение высококачественного образования на платной основе оказывается недоступным для подавляющего большинства российских граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Безработица: сущность, причины
Безработица – это положение в экономике, кода часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или трудоустроиться вообще. Это несоответствие на рынке труда, кода предложение труда превышает ...

Преподавание социологии как фактор формирования личности. Проблемы социологического образования в России
Свободы, дарованные российской социологии постперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразной социологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Это породило то, что условно можно ...

Состав персонала предприятия
Под персоналом понимается личный состав предприятия (организации), включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев этого предприятия. Основными признаками персонала являются: 1) наличие его трудовых ...