Социологическое понимание культурыСтраница 1
Вопросы для изучения:
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры.
Многообразие культур.
Культура и ее функции. Базисные элементы культуры
Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Одно из самых общепринятых и наиболее распространенных определений: культура есть, с одной стороны, целостная, системно организованная совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных человечеством в процессе его исторического развития, а с другой, - совокупность самой деятельности. Из данного определения следует, что культура противоположна природе.
Можно выделить две основные сферы существования и развития культуры - материальную и духовную. Материальную культуру можно понимать как совокупность всех созданных человеческим трудом материальных предметов конкретного общества, которые служат жизнеобеспечению, удовлетворению витальных потребностей человека. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Можно выделить наиболее важные функции культуры.
1) Социализирующая функция культуры имеет большое значение, так как процесс формирования личности непосредственно связан с усвоением существующих в обществе норм и ценностей, идеалов, знаний и их творческим воспроизводством.
2) Духовно-нравственная функция культуры систематизирует, воспроизводит, сохраняет и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.
3) Коммуникативная функция культуры связана с передачей и осмыслением сообщений по определенным правилам в ходе совместной деятельности людей.
4) Культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять и передавать последующим поколениям ценности и нормы поведения.
5) Регулятивная функция культуры связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями. Выступая в качестве совокупности идеалов, ценностей и норм, культура предписывает человеку правила и стандарты поведения.
6) Культуре присуща интегративная функция. Члены одной социальной общности, группы имеют общие символы, традиции, нормы и ценности, в силу чего воспринимают себя как единое целое.
К базисным элементам духовной культуры относят язык, ценности, нормы, обряды, обычаи, традиции.
Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством хранения и передачи информации от поколения к поколению. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе. Обряд - это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда - в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений между людьми, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (например, обычай встречать Новый год, праздновать день рождения и т.д.). Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени (например, Рождество, Пасха, Радуница и т.д.)
Другое по теме:
Понятие и порядок образования приемной семьи
Приемная семья – одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче реб ...
Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей
специальности. Подготовка исследования
Различные регионы России имеют свою специфику задействования социологического труда и, соответственно, свою специфику взаимоотношений на рынке труда. Данное исследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке труда социолог ...
Предложения по совершенствованию системы социальной
поддержки многодетных семей
ЦСДСиП, поддерживая главные направления государственной семейной политики направленные на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи, вносит свои предложения по совершенс ...