SociologyZone
подробно о социологии

Становление и развитие классической западноевропейской социологии
Страница 3

Материалы и статьи » Становление и развитие социологии как науки » Становление и развитие классической западноевропейской социологии

По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

¾ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;

¾ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

¾ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" , которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Национальное поведение
В книге Алексеева и Крылова "Особенности национальной психологии"(М.Ю. Алексеев и К.А Крылов Особенности национальной психологии. М., Арт-Бизнес-Центр, 2001) дается анализ этики национального поведения применительно к российской ...

Причины социально-трудовых конфликтов
Возникновение социально-трудового конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, р ...

Приемные родители
Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создавать им условия для всестороннего развития. СК устанавливает запрет для отдельных ка ...