SociologyZone
подробно о социологии

Развитие социологии в США
Страница 1

Считается, что с 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Причиной её бурного развития послужили следующие факторы: быстрая институционациализация и большой объём конкретных эмпирических исследований. Эти факторы, в свою очередь, обусловлены своими причинами и обстоятельствами. Основной причиной, видимо, следует считать энергичную эволюцию молодого американского государства и связанные с этим проблемы его границ, процессы урбанизации и индустриализации, крупномасштабную иммиграцию, политическую демократизацию и антидемократические движения, развивающуюся сферу образования, существенное влияние христианских доктрин, а также растущую бюрократизацию во всех областях жизни общества. Не последнюю роль в этом сыграли две мировые войны и Великая депрессия. Сказывалось влияние и европейской социологической мысли. Многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р.Парк, У.Томас, Дж. Мид и др.) или иммигрировали из неё (Ф.Знанецкий, П.А.Сорокин и др.). Большой резонанс вызвали прочитанные в 1909 году лекции Зигмунда Фрейда о его теориях психологического детерминизма.

Историю американской социологии довольно условно можно разделить на четыре этапа.

1. Институционализация - период с начала 90-х гг. XIX в. до начала 20-х гг. XX в. Это этап экстенсивного развития, поиска тем и формирования теоретических позиций. Именно тогда, когда в 1892 г. в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, была основана знаменитая Чикагская школа социологии. Центральной её фигурой считается Роберт Парк (1864-1944). В ней работали почти все крупнейшие американские социологи того времени: А.Смолл, У.Томас, Дж. Г.Мид и др. В 1906 г. было образовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.

2. Эмпирический этап. Он начался с опубликования в 1918 г. У.Томасом и Ф.Знанецким их пятитомного труда "Польский крестьянин в Европе и Америке", и с этого момента, на протяжении двух десятилетий, в США безоговорочно господствовал эмпиризм - прикладная социология.

В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, безудержно растёт число эмпирических исследований, как правило, лишённых какой-либо теоретической основы ("бихевиоризм" и др.).

3. Этап формирования и широкого распространения структурно-функционального направления в социологии в 40-х - 50-х гг. (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.).

4. "Критический" этап". Он начался с осознания в начале 60-х гг. кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок для социологических исследований и заключается в радикальном пересмотре основ американской социологии. Считается, что этот этап продолжается и в настоящее время.

Таким образом, можно отметить такие особенности развития американской социологии:

во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе, то в США она сразу стала складываться как университетская дисциплина;

во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука, называемая в Америке индустриальной социологией или менеджментом. По сути, это социология труда. Её главный постулат заключается в том, что наряду с самим трудовым процессом на рабочем месте огромное значение имеют структура, методы и стиль управления.

Эмпирическая социология стала своеобразной альтернативой теоретическому обобщению социальной жизни. Теория, как показало историческое развитие, часто расходится с социальной действительностью. Именно поэтому в США статус "большой теории" был поставлен под сомнение: "То, что объясняет всё, не объясняет ничего конкретно". К тому же необходимость эмпирических социологических исследований была обусловлена общественными потребностями.

Принято считать, что в истории социологии труда, или менеджмента, существовали три главные школы.

1. Классическая школа, или движение за научный менеджмент (1890-1920). Её представляли Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, Г.Таун и др. (именно первую в мире систему научной организации труда Фридерика Тейлора В.Ленин называл "потогонной системой капитализма").

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Методические аспекты социальной реабилитации военнослужащих-инвалидов
Система реабилитация инвалидов включает следующие элементы: 1) научные взгляды, идеи; 2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации; 3) научные и научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, методов реаб ...

Кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии. Определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Отличие этого особенного товара от других товаров зак ...

Социальная мобильность. Маргинализация
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, зани маемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального с ...