SociologyZone
подробно о социологии

Западноевропейская культура эпохи Просвещения
Страница 1

Материалы и статьи » Западноевропейская культура нового и новейшего времени » Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.

Важную роль в культуре эпохи Просвещения играла литература. Ее первоисточником является гуманистическая литература позднего средневековья и эпохи Ренессанса. Но в отличие от них литература Просвещения опиралась не только на античных классиков, но и на достижения естественных наук. Если гуманисты на первый план в литературе выдвигали индивидуализм, то просветители - ее общественную значимость. Итальянские гуманисты не вступали в общественную борьбу. Другое дело просветители (особенно французские), которые выступали в роли смелых борцов. в качестве критиков несовершенства политической и социальной действительности. Если античный мир завещал человечеству идею умственного прогресса, христианство внесло идею нравственного прогресса, то Просвещение XVIII в. обосновало идею социального прогресса. Борьба разума против невежества и предрассудков - вот, что по мнению таких просветителей, как Тюрго (1727-1781), Кант (1724-1804), Лессинг (1729-1781), Кондорсе (1743-1794) и других движет развитие общества. По их мнению движение вперед зависит от того, насколько просвещен и образован человек.

Если в эпоху Возрождения лидирующее положение в развитии европейской культуры занимала Италия, то в эпоху Просвещения- Франция. Некоторые исследователи называют XVIII в. «французским веком». Это можно объяснить тем, что французские идеи отличались своей отвлеченностью и универсальностью. Они вскрывали те пороки, от которых страдали и в других странах. Поэтому французский протест нашел сочувствие в образованном обществе иных народов. Распространению французских идей способствовало также и превосходство французской образованности. Французский классицизм времен Людовика XIV сделался предметом подражания во всей Европе, а французский язык стал одним из признаков аристократизма и превратился в общеевропейский светский язык.

Основоположниками и идейными вдохновителями эпохи Просвещения явились французские просветители XVIII в. Среди них особым литературным талантом и мышлением отличались Вольтер, Монтескье и Руссо.

Несомненным лидером эпохи Просвещения был Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778). Он - выходец из третьего сословия. Его отец был нотариусом. Образование Вольтер получил в иезуитском колледже, но всю свою жизнь выступал против засилья католической церкви и подвергал ее резкой критике. Он написал десятки томов. Выступал в литературе в качестве поэта и романиста, философа и историка, моралиста и публициста. Его философско-исторический труд «Опыт о духе и нравах народов» положил начало философской истории культуры. Политическое миросозерцание Вольтера - «просвещенный абсолютизм», неограниченная власть монарха, умеряемая терпимостью и просвещением. По его мысли программа «просвещенного абсолютизма» предполагала равенство граждан перед законом, обязанность всех платить налоги, ограничение законодательной власти церкви, подчинение духовенства государству.

Вторым по значимости французским мыслителем эпохи Просвещения является Шарль Лиу Монтескье (1689-1755). Он происходил из старой дворянской семьи. Главный труд Монтескье «Дух законов» писался автором двадцать лет. Монтескье являлся сторонником конституционной монархии и дворянских привилегий, но вместе с тем он был проповедником индивидуальной и политической свободы. Именно Монтескье обязаны государства, которые стараются придерживаться демократических принципов, ибо он впервые достаточно глубоко обосновал необходимость разделения трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Если Вольтер как мыслитель и литератор в большей степени был философом, Монтескье - политиком, то Жан-Жак Руссо (1712-1778) - моралистом. Это нашло отражение в его произведениях: «Исповедь», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза» и других. Если Вольтер подвергал беспощадной критике католическую церковь, Руссо - светское парижское общество. Он был поэтом, романистом, автором политических трактатов, теоретиком музыки. Руссо был сторонником республиканской демократической формы правления. Если Монтескье выступал за равенство людей перед законом, то Руссо за их равенство и во власти. В своем политическом трактате «Общественный договор» он подчеркивает, что даже депутаты от народа не имеют права принимать окончательные решения. Этим Руссо фактически выдвигал идею референдума. Он писал: «Всякий закон, не утвержденный непосредственно народом, не имеет силы; это и не закон вовсе».

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Ценностно-ориентационные критерии.
Еще один содержательный компонент конфликтного взаимодействия – ценностно-ориентационный, который выражает ценностные установки и ориентации его участников. Эти установки проявляются, в частности, в том, на какие возможные исходы конфликт ...

Дефицит рабочей силы на предприятиях и решение проблемы обеспеченности предприятий рабочей силой
По экспертной оценке с дефицитом рабочей силы сталкивается две трети предприятий Российской Федерации. В большей степени он характерен для крупных предприятий. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, в меньшей степени, ...

Социокультурные преспективы
Культура российской цивилизации представ­ляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образова­ние, формирующее обустройство большого общества на огром­ном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое пол­ноценное, подлинно на ...