SociologyZone
подробно о социологии

Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.
Страница 3

Материалы и статьи » Западноевропейская культура нового и новейшего времени » Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.

Культурный прогресс в жизни стран Западной Европы и Северной Америки в конце XIX - начале XX в. связан в первую очередь с развитием научной мысли, с возросшей ролью научных представлений о природе, обществе и самом человеке. Эти представления по-разному преломлялись в сознании различных слоев общества, входя во взаимодействие с другими элементами культуры. В целом же они отражали прогресс научного познания, процесс приближения к истине, обогащение и углубление той картины мира, которая разворачивалась перед человечеством в результате великих научных открытий.

В массовом сознании находила отражение лишь сравнительно небольшая часть научных открытий. Следует заметить, что и эта часть доходила до читателя и слушателя в упрощенном, схематизированном виде. И все же, непрерывно росла та среда, в сознании которой откладывались новые научные достижения. Этому способствовали как существенные сдвиги в образовании, выражавшиеся в его демократизации, так и в росте престижа научных знаний, интереса к ним.

Внедрение элементов научного сознания в мышление и мироощущение людей, не причастных непосредственно к науке, шло различными путями. Помимо традиционного пути через систему обучения в школах различного уровня с середины XIX в. видное место в культурной жизни стали занимать публичные лекции. Люди, не имевшие порой даже элементов знаний, стремились приобщиться к научным достижениям. Они и составляли аудиторию таких лекций.

Публичные лекции на естественнонаучные темы читали многие выдающиеся ученые, чей вклад в науку обеспечивал повышенный интерес публики, получавшей информацию из первых рук. Так, в Германии с лекциями выступали Юстус фон Либих - автор крупнейших открытий в области органической химии, Герман Гельмгольц - физик и физиолог, известный своим вкладом в обоснование закона сохранения энергии. Наибольший резонанс имели выступления Эрнста Геккеля - выдающегося биолога, последовательного сторонника Дарвина. Это объяснялось огромным мировоззренческим и общекультурным значением тех проблем, которые освещались в его лекциях.

Выступления перед широкой публикой были еще более характерны для английских ученых, поскольку такая форма пропаганды идей соответствовала давней традиции публичных собраний и митингов. Томас Генри Гексли - ближайший друг и единомышленник Дарвина, ученый интересовавшийся почти всеми отраслями знаний - был центральной фигурой английского публичного просвещения. Его лекции читались не только в Лондоне, но и в различных городах Великобритании.

Популяризация науки не ограничивалась эпизодическими лекциями. В последние десятилетия прошлого века распространение получили различные школы, курсы, циклы лекций для взрослых. Университеты США создавали специальные популяризаторские отделения. В Англии, а затем и в других странах Европы, возникло «движение по распространению университетского знания». Создавались учреждения типа немецких просветительских ферейнов, французских «народных университетов», вечерних или воскресных школ. Уровень научности в этих учреждениях был, конечно, ниже, чем в аудиториях Гексли и Геккеля. Тем не менее, через них новейшими достижениями научной мысли овладевали люди, эти достижения становились, через проникновение в массовое сознание, неотъемлемым компонентом культуры.

В развитии техники второй половины XIX - начала XX в. можно выделить три направления: появляется техника, которая улучшает сложившееся машинно-фабричное производство; создаются новые отрасли техники, развивающие это производство; возникают элементы будущей техники, которые в то время еще не находят себе практического применения.

Интересным является тот факт, что идея телевидения, т.е. передача изображения, возникла еще в середине XIX в. после изобретения электромагнитного телеграфа. В 1875 г. в США была предложена система передачи изображения по отдельным точкам электрическими сигналами по проводам. Однако из-за громоздкости и недостаточного качества передачи эта система практического применения не получила.

Бурный технический прогресс XIX - начала XX в. не мог не повлиять на развитие западноевропейской и североамериканской культуры. Следствием завершения промышленного переворота и индустриализации стал рост городов. К началу XX столетия 13 крупнейших городов имело население, превышающее миллион. К городской жизни и городской культуре в эти годы приобщаются новые массы людей. Не случайно в это время город становится предметом художественного исследования в поэзии и живописи.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Мето ...

Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей 1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). 2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижен ...

Студенческие отряды и ученические производственные бригады
Положительной оценки заслуживает совместная работа Краевого управления студенческих отрядов с Департаментом ФГСЗН по Ставропольскому краю и Ставро­польским городским центром занятости населения по организации временного трудо­устройства н ...