SociologyZone
подробно о социологии

Молодежь. Этапы становления государственной поддержки молодежи. Молодежь как особая социально-демографическая группа
Страница 1

Материалы и статьи » Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении » Молодежь. Этапы становления государственной поддержки молодежи. Молодежь как особая социально-демографическая группа

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

В «Социологической энциклопедии» дается определение понятия «молодежь» в широком и узком смысле. В широком смысле молодежь — это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи и социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой — факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике молодежи.

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

В своей работе «Социология молодежи» В.Т. Лисовский выделяет две группы молодежных проблем. К первой он относит:

• определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли в воспроизводстве общества;

• установление критериев ее возрастных групп;

• изучение запросов, потребностей и способов деятельности молодого поколения;

• исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе;

• анализ социальных аспектов деятельности и движений молодежи.

Во вторую группу В.Т. Лисовский включает проблемы образования, семьи, брака, особенности и эффективность различных форм, средств и методов воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти и др.

Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая се социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

В настоящее время число молодых граждан России в возрасте 14—29 лет составляет 35 390,3 тыс. человек, или 24,7% от всего населения страны. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25- 29 -летних. [24.]

По данным государственной статистики, на конец 90-х гг. XX в. смертность среди молодежи в два раза больше, чем среди пожилых людей. Резко обострилась проблема здоровья детей и молодежи. Число больных детей в подростковом возрасте уже превышает 90%. Демографическая ситуация осложняется ростом числа убийств и самоубийств, увеличилась численность потребителей наркотиков (возрастная категория наркоманов – 13 – 25 лет); в 6 – 8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в крупных городах. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. Широкое распространение получили токсикомания и алкоголизм. [27.c.340]

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности
Благоприятными характеристиками внешней среды, способствующими возникновению стимулов к предпринимательской деятельности, являются рост платежеспособного спроса и емкости национального рынка, политическая стабилизация, некоторые положител ...

Рефлексия
Рефлексией (иногда используют термин «отражение») называется процесс, когда консультант повторяет несколько слов клиента. Получается, что консультант как бы «отражает» мысли клиента, а само «отражение» является подсказкой для продолжения ...

Огюст Конт
Конт Огюст (Comte Auguste) (19 января 1798 – 5 сентября 1857, Франция, XIX в. - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма (рис. 1). Социология как высшая ступень венчала иерархию основных наук: математика — астрономия — ...