SociologyZone
подробно о социологии

Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования
Страница 1

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования

Оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, образование все в большей степени ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами. Поэтому если раньше можно было ограничиться в основном знанием возможностей и особенностей функционирования собственно системы образования, то сейчас информационный запрос значительно расширился, так утверждает Гохберг Л.М [31]. На образовательных рынках активно действуют производители и потребители образовательных услуг.

Но в настоящее время практически не изучены вопросы влияния изменения бюджетного и внебюджетного финансирования на деятельность учебных заведений. Недостаточно исследована экономическая роль филиальной сети и ее место в сложившемся организационно-экономическом механизме деятельности учебных заведений.

Недостает полноценной информации и потенциальным потребителям образовательных услуг, которые должны делать свой выбор, планируя и формируя образовательные, а значит, и профессиональные траектории для себя или своих детей. Перед семьями стоят серьезные вопросы о стоимости образовательных услуг, реальных затратах на получение образования, потенциальных заработках, на которые могут рассчитывать выпускники системы образования.

Отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по экономике образования, а также современных методов ее сбора, обработки и анализа - отсутствие мониторинга образования - не позволяют прогнозировать развитие масштабов и структуры рынков образовательных услуг, оценивать взаимовлияние рынка образования и рынка труда, учитывать их особенности на региональном уровне.

Мониторинг, по мнению Л.М Гохберг [31] - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. В настоящее время специально организованные наблюдения используются в самых различных областях, однако мониторинг экономики образования имеет ряд принципиальных особенностей.

Целью мониторинга является создание системы сбора, анализа и представления информации, адекватно отображающей состояние экономики образования, необходимой для принятия решений и анализа результатов их внедрения на различных уровнях управления.

Достижение целей мониторинга обеспечивается решением нескольких задач. Первой из них является системная идентификация предмета мониторинга. Вторая задача связана с выделением наблюдаемых и ненаблюдаемых процессов в сфере образования, а также определяющих их в современной экономике принято называть бенчмаркингом. Третья задача заключается в накоплении информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона и, наконец, собственно прогнозирования и моделирования сценариев развития системы образования.

Предметом мониторинга экономики образования являются рынки образовательных услуг. В рамках мониторинга проводится наблюдение за участниками рынков: с одной стороны, за потребителями в лице учащихся (их семей) и работодателей, а с другой стороны, за производителями - образовательными учреждениями, их руководителями и преподавательским персоналом, а также иными структурами, предоставляющими образовательные услуги (предприятиями, организациями, частными лицами).

Формируемая в настоящее время система мониторинга экономики образования, будучи в полной мере ориентированной на решение перечисленных выше задач, достаточно последовательно реализует все классические идеи и принципы мониторингового подхода.

Мониторинг экономики образования строится как многоуровневая система, которая базируется на потоках информации от субъектов рынка образовательных услуг: населения, образовательных учреждений и предприятий. Она обеспечивается взаимодействием с региональными органами управления образованием, региональными статистическими службами и социологическими центрами. На федеральном уровне в нее включено Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является основным заказчиком и участником работ, Федеральная служба государственной статистики, другие министерства и ведомства, которые рассматриваются и как потенциальные пользователи, и как поставщики информации об образовании, исследовательские центры и другие структуры, обеспечивающие проведение соответствующих работ (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Организационная схема мониторинга экономики образования [31, с.40]

Целостное видение системы мониторинга экономики образования, координация всех разнообразных видов деятельности - это одновременно фактор успеха и наиболее сложная задача построения на его основе действенного управленческого механизма. Именно поэтому, учитывая сложность и многоаспектность всей системы мониторинга, значительные объемы работ по его реализации, большое количество участников и заинтересованных сторон, особое значение имеет его организационно-методическое сопровождение. В настоящее время указанные функции реализует Государственный университет - Высшая школа экономики. В рамках мониторинга ГУ-ВШЭ также проводит ряд специальных статистических и социологических обследований, осуществляет обобщающие аналитические исследования и прогнозные разработки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме: