SociologyZone
подробно о социологии

Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования
Страница 3

Материалы и статьи » Теоретико-методологический аспект метода наблюдения в социологических исследованиях » Мониторинг экономики образования как метод наблюдения в социологическом исследовании. Цели, задачи, реализация мониторинга экономики образования

Второй крупный блок мониторинга базируется на применении статистических методов и использовании статистической информации. Важнейшее направление статистических работ - обеспечение информационного сопровождения аналитических исследований и прогнозных разработок по экономике образования, осуществляемых в рамках мониторинга. Самый широкий спектр статистических данных доводится до общественности в виде статистических сборников, первый из которых - «Образование в Российской Федерации» был опубликован в 2003 г. В настоящее время готовится к изданию его следующий выпуск, в котором более пристальное внимание уделяется статистическим показателям экономики образования.

В то же время, учитывая ограниченность действующей образовательной статистики, в рамках мониторинга проводятся специальные статистические обследования: осуществляется сбор оригинальной статистической ин формации, характеризующей кадровый потенциал, материально-техническую и информационную базу, а также финансово-экономическую деятельность пилотных образовательных учреждений.

Особое место в мониторинге экономики образования занимают аналитические исследования. В 2002 г. упор был сделан только на двух аспектах, а именно на оценке рынков образовательных услуг и анализе образовательных стратегий семей. На следующем этапе изучались мотивации и предпочтения семей в сфере образования, а также более точно были оценены расходы семей на эти цели, выделены в их составе официальные (белые), серые (неофициальные, но попадающие в учреждения образования) и полностью теневые (коррупционные) составляющие. Продолжалось изучение рынков образовательных услуг дошкольного, общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного образования детей и взрослых. Новое направление связано с анализом образовательных и экономических стратегий учреждений профессионального образования, которые, как выясняется, далеко не всегда лежат на поверхности и тем более не всегда декларируются их руководителями. Полученные результаты подтвердили его актуальность и перспективность.

В рамках мониторинга экономики образования сделаны первые шаги по исследованию взаимовлияния рынков образования и труда. Результаты мониторинга легли в основу анализа финансовых потоков - как видимых, так и теневых - в сфере образования, на основании которого были просчитаны и описаны различные сценарии развития системы образования на период до 2010 г.

Информационное поле аналитических исследований и прогнозных разработок мониторинга, как было показано выше, обширно и разносторонне.

Данные, полученные в ходе мониторинговых обследований, формализуются и систематизируются в виде достаточно сложной и разветвленной системы индикаторов и показателей, как статистических, так и социологических. Ее состав и структура еще формируются. При этом первоочередное внимание уделяется комплексности, методологической согласованности определений, понятийного аппарата и классификации, которые лежат в основе указанной разработки.

Массивы первичных данных, результаты социологических и статистических обследований, подготовленные на их основе отчеты и аналитические материалы формируют информационную базу мониторинга экономики образования, которая в настоящее время служит уникальным источником для разнообразных аналитических исследований и прогнозных разработок и которую, после проработки ряда организационно-правовых вопросов, предполагается открыть самым широким слоям пользователей.

Следует подчеркнуть, что мониторинг экономики образования призван не только обеспечивать информационные потребности органов управления образованием и исследовательские интересы аналитиков. Важно довести его результаты до широкой общественности. Только так, максимально гласно представляя новые идеи и разработки, можно инициировать в обществе дискуссию по проблемам модернизации образования, обеспечить, с одной стороны, понимание и поддержку образовательной политики, а с другой - ее конструктивную критику. Именно для этого осуществляется широкая популяризация результатов мониторинга экономики образования.

Таким образом, предметом мониторинга является непосредственно экономика образования, однако охват мониторинговых исследований значительно шире. Это обусловлено необходимостью выявления самых разнообразных факторов, определяющих экономику сферы образования. Результаты мониторинга должны стать информационной основой системы управления образованием в кардинально изменившихся условиях.

Создаваемая информационная система позволит объективно отображать состояние, направления и тенденции развития экономики образования в Российской Федерации, выявлять проблемные зоны, оперативно корректировать образовательную политику.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Типы стратификационных систем
В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Физико-генетическая - в ее основе лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим приз ...

Социальная мобильность
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, ...

Положение многодетных семей в г. Зеленогорске Красноярского края
Сегодня в городе Зеленогорске на учете состоит 159 многодетных семей, в них 499 детей (2007 год - 174 семьи). В 2008 году количество многодетных семей, проживающих в городе, уменьшилось на 15 семей. Из числа многодетных семей на 01.01.20 ...