SociologyZone
подробно о социологии

Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма
Страница 1

Материалы и статьи » Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб » Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма

Проблемы ценностной ориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественной психологии ценностные ориентации определяются как важнейшие компоненты структуры личности. Ценностные ориентации определяют направленность личности на те или иные ценности, выполняя функции регулятора поведения, целеполагания, мотивации и обеспечения приемлемых способов реализации целей человека. Они представляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, что, в свою очередь, определяет двойственный характер ценностей: с одной стороны, они социальны, так как зависят от ценностей окружающего социума, с другой стороны - индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного индивида.

Проблема осмысления ценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный,аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В развитии представлений о личности в различных теориях выявляется общая закономерность, которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленности поведения человека и, соответственно, обращения к проблеме ценностных ориентаций.

Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можно отнести адаптацию, социализацию и индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей. Однако система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности.

Из большого количества определений и классификаций ценностей по различным основаниям можно выделить две основные группы ценностей: терминальные и инструментальные. Первые ценности (ценности-цели) носят устойчивый характер и выступают в качестве основных целей человека, отражая его жизненную позицию и стратегию. Вторые (ценности-средства) являются основными стандартами при выборе определенного способа поведения для достижения поставленных целей. Система ценностной ориентации личности включает в себя как терминальные, так и инструментальные ценности.

Система ценностной ориентации личности формируется и развивается в процессе идентификации, интериоризации и интернализации, которые являются важными условиями социализации личности. Становление ценностной системы индивида определяется действием целого комплекса различных психологических оснований и социальных факторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-смысловой сферы, социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видом деятельности, характером и формой психологического воздействия. Однако психологические основания являются определяющими, влияя на становление системы ценностных ориентаций индивида.

Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от деятельностно-смыслового единства, которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей, что является особенно важным в профессиональной деятельности социального работника, направленной на оказание помощи нуждающимся. Ярко выраженный гуманистический и этико-деонтологический характер деятельности социального работника предъявляет высокие требования к его личностным качествам и уровню сформированности профессиональных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Культура социального управления
Основой закон управления, известный как закон необходимого разнообразия, раскрывает меру управляющего воздействия для обеспечения нужного поведения социальной организации. Поскольку социальный порядок воплощает в себе «снятое» разнообрази ...

Молодежь в системе общего образования.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития края. По сравнению с 2001 годом ситуация в системе общего образования измени­лась следующим образом: По данным Министерства образова ...

Героин
В конце XIX века было открыто производное морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотика, и за такую "героическую" роль оно получило название героина. Синонимы - Acetomorphin, Aspron, Diacephin, Diacetyl ...