SociologyZone
подробно о социологии

Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма
Страница 2

Материалы и статьи » Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб » Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма

Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов (И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, С.Л. Рубинштейн) позволил выделить такие профессионально-значимые качества социального работника, как гуманность, альтруизм, терпимость, чуткость, эмпатия, эмоциональная устойчивость, доминантность, социальная смелость. Поскольку профессиональная деятельность социального работника опосредована нравственными критериями, то эффективная реализация этих качеств, будет определяться уровнем сформированности его системы ценностей.

Л.Н. Антилогова считает, что формирование и развитие альтруистической направленности личности особенно необходимо всем тем, кто работает с людьми. При этом, говоря словами В.А. Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям останется глухим и к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Данное суждение можно адресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степени зависит здоровье и самочувствие подопечных.

Термин «альтруизм» был впервые введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outré» - жить для других. Альтруизм – разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. В.В. Давыдовой предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма:

ü Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания.

ü Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств.

Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачами общества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение, направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощи рассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственными интересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствий для другого человека.

У Г.П. Медведевой альтруизм – это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важно и значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизма никогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все же существовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другому нуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние».

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Сегменты рынка труда
Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. ...

Преподавание социологии как фактор формирования личности. Проблемы социологического образования в России
Свободы, дарованные российской социологии постперестроечной эпохой, реализовывались в контексте весьма своеобразной социологической культуры общества в целом и профессионального сообщества, в частности. Это породило то, что условно можно ...

Теоретические аспекты демографического прогнозирования. Понятие и классификация демографических прогнозов
История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в данных о населении, пониманием роли демографического фактора в развитии общест ...