Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникацииСтраница 1
Массовая комуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым продит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
· наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
· социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
· массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.
Таблица №1.
Характеристика массовой
и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация |
Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами |
Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социаль-ных групп |
Общение в основном от-дельных индивидов |
Ярко выраженная социаль-ная ориентированность общения |
Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институ-циональный характер общения |
Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредствен-ной связи между коммуникато-ром и аудиторией в процессе общения |
Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требователь-ность к соблюдению принятых норм общения |
Более «свободное» отноше-ние к соблюдению принятых норм общения |
Одноправленность инфор-мации и фиксирование коммуникативных ролей |
Переменная смена направ-ленности информации и коммуникативных ролей |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность |
«Индивидуальный» харак-тер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность |
Массовая, стихийная, ано-нимная, разрозненная аудитория |
Реципиент – отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений |
Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухсту-пенчатого характера восприятия сообщения |
Преобладание непосредст-венного восприятия сообщения |
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:
- диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
Другое по теме:
Определение бедности и уровня жизни населения. Показатели
уровня жизни
Уровень жизни населения Российской Федерации определяется следующими основными показателями:
– объёмом валового внутреннего продукта на душу населения;
– уровнем потребления товаров первой необходимости на душу населения;
– уровнем инф ...
Направления деятельности социальной работы с
многодетными семьями
Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регион ...
Анализ анкетирования, среди семей имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья находящихся на обслуживании в специализированном
отделении социально – медицинского обслуживания семей, имеющих
В результате анкетирования пришли к следующим выводам.
1. Из каких источников Вы узнали о специализированном отделении:
· От родственников – 20%;
· От знакомых - 30%;
· От медицинских работников - 30%;
· От социальных работников - 20 ...