SociologyZone
подробно о социологии

Относительные величины
Страница 2

где фактический и запланированный объем продукции по месяцам года, n число месяцев (производится суммирование по месяцам).

Рассмотрим пример 2. 2 (табл. 2.5):

Таблица 2. 5

Объем продукции предприятия за I-е полугодие 2006 г. (млн.руб.)

Невыполнение плана имело место в январе и феврале, а за первый квартал и первое полугодие план был перевыполнен соответственно на 1,35% и 0,66%.

Относительные величины структуры

характеризуют долю отдельных частей в общем объеме совокупности, их рассчитывают как отношение числа единиц (или объема признака) в отдельных частях совокупности к общей численности единиц (или объему признака) по всей совокупности. Относительные величины структуры обычно выражаются в виде процентов, их сумма составляет 100%. Относительные величины структуры рассчитываются по сгруппированным данным. При этом они могут быть рассчитаны не только по данным о численности единиц отдельных групп и общего их итога, но и по данным о величине, характеризующих их признаков. Например, произведя группировку предприятий по количеству занятых в них рабочих, можно определить удельный вес отдельных групп предприятий, как в общей их численности, так и в общей численности рабочих и т.п.

Рассмотрим пример 2. 3 расчета относительных величин структуры (табл. 2.6).

Таблица 2. 6

Группировка промышленных предприятий по числу работников (человек)

Рассмотрим изменение относительных величин структуры во

времени. Пусть

- доли какой-либо части в

общем итоге в отчетном и базисном периодах (значок «1» - отчетный период, значок «0» - базисный период). Тогда изменение доли во времени (относительная величина динамики) будет равно:

То есть, относительная величина динамики вычисленная для доли, равна отношению относительных величин динамики, вычисленных для части и целого

Рассмотрим пример 2. 4.

Удельный вес семей, имеющих 3 и более детей, по переписи населения 1970 г. Составил 16,8%. Определите долю семей, имеющих 3 и более детей в 1989 г., если известно, что численность семей за этот период увеличилась в 1,3 раза, а численность семей с 3 и более детьми уменьшилась на 21%.

Решение:

Удельный вес семей, имеющих 3 и более детей в базисном году 0 0 168 d , . Общее изменение численности семей в отчетном периоде по сравнению с базисным . Численность семей с 3 и более детьми уменьшилась на 21%, то есть:

Доля семей, имеющих 3 и более детей в 1989 г. Составила 10,2%.

Относительные величины, характеризующие соотношение между частями одного целого, называют относительными величинами координации.

К таким величинам относятся, например, показатели, характеризующие соотношение между численностью городского и сельского населения, между численностью рабочих и служащих, между численностью мужчин и женщин, между величиной заемного и собственного капитала банка.

Относительные величины координации нередко характеризуются числом единиц одной части на 100 или 1000 единиц другой части.

Например, в таблице 2.7 показано, сколько безработных приходится на 1000 человек занятых в экономике России. Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения соотношения численности безработных и занятых в экономике России за шесть кварталов 1994 и 1995 гг.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Сущность и цели социальной политики
Наиболее значимой детерминантой социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных возд ...

Понятие социальной мобильности пути и способы её реализации. Вертикальная мобильность
Под социальной мобильностью понимается перемещение индивидуального или социального объекта, или ценности из одного положения в другое. Различают два принципиально разных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под гори ...

Технологии формирования имиджа организации
Успех фирмы является слагаемым множества факторов, в том числе, от сложившегося или формируемого имиджа фирмы. В настоящее время реальной становится потребность выделиться в массе себе подобных, завоевать определенную известность, приобре ...