SociologyZone
подробно о социологии

Предприниматель как продукт национальной экономической культуры
Страница 1

Материалы и статьи » Социология предпринимательства » Предприниматель как продукт национальной экономической культуры

Наряду с экзогенными факторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности, на экономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияют эндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностные установки, нормы морали. Все эти регуляторы экономического поведения, ориентирующие рыночных агентов на те или иные формы активности и играющие роль социальной памяти экономического развития, представляют собой элементы национальной культуры.

Экономическое поведение предпринимателей в России никогда не будет идентичным таковому у западного человека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском варианте тождествен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

Если западная культура — это культура разума, то русская — культура сердца. Русскими философами отмечались такие национальные характеристики, как иррациональность, общинность, слабая самодисциплина, недостаток честности, конформизм (Бердяев) [5]; церковность, соборность (Соловьев), перевес начал этических над правовыми (Флоренский) [6]. В России на протяжении столетий формировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболее распространенной религии — православия (восточное крыло христианства), таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость, бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностей католицизма, особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество, дисциплину, закон [7]. Для российской экономической культуры характерны осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяет не всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России. Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания, недоверие закону.

Масштабность страны, малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации, сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастую оборачивались отсутствием у многих представителей российского общества в экономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложные природные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость, инициативу.

Неоднозначно влияние командно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране в ХХ в., на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традиции сильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного над личным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная и духовная апатия, иждивенческие настроения, уравнительность в распределении благ. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подобного тому, что существовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактически ряд предпринимательских функций выполняли руководители государственных предприятий, а также те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления. Сформировавшиеся в тот период стереотипы поведения можно встретить и в условиях современного российского бизнеса.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Формирование концепта идентичности в истории социологической науки
Становление проблематики идентичности происходило в области обще- и социально-психологических исследований личности. Широко понятие «идентичность» стало применяться не ранее середины XX века. Эволюция проблемы идентичности от появления п ...

Типология обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В литер ...

Фаза пассионарного подъема
Фаза этнического подъема сменяется пассионарным перегревом или акматической фазой, для которой характерен избыток пассионарности. Пассионариев по-прежнему меньше 1 %, но где-то уже близко к 1 % (конечно, точных подсчетов нет), и им станов ...