SociologyZone
подробно о социологии

Предприниматель как продукт национальной экономической культуры
Страница 1

Материалы и статьи » Социология предпринимательства » Предприниматель как продукт национальной экономической культуры

Наряду с экзогенными факторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности, на экономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияют эндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностные установки, нормы морали. Все эти регуляторы экономического поведения, ориентирующие рыночных агентов на те или иные формы активности и играющие роль социальной памяти экономического развития, представляют собой элементы национальной культуры.

Экономическое поведение предпринимателей в России никогда не будет идентичным таковому у западного человека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском варианте тождествен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

Если западная культура — это культура разума, то русская — культура сердца. Русскими философами отмечались такие национальные характеристики, как иррациональность, общинность, слабая самодисциплина, недостаток честности, конформизм (Бердяев) [5]; церковность, соборность (Соловьев), перевес начал этических над правовыми (Флоренский) [6]. В России на протяжении столетий формировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболее распространенной религии — православия (восточное крыло христианства), таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость, бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностей католицизма, особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество, дисциплину, закон [7]. Для российской экономической культуры характерны осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяет не всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России. Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания, недоверие закону.

Масштабность страны, малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации, сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастую оборачивались отсутствием у многих представителей российского общества в экономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложные природные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость, инициативу.

Неоднозначно влияние командно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране в ХХ в., на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традиции сильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного над личным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная и духовная апатия, иждивенческие настроения, уравнительность в распределении благ. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подобного тому, что существовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактически ряд предпринимательских функций выполняли руководители государственных предприятий, а также те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления. Сформировавшиеся в тот период стереотипы поведения можно встретить и в условиях современного российского бизнеса.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Создание идеологии народа России – неформальные требования времени
В настоящее время существует острый конфликт формальной Идеологии формального информидеологического объекта «государства - Россия» с неформальной Идеологией неформального информидеологического объекта «народ России». За последнее время г ...

Социально-значимые акции как технология формирования имиджа компании, на примере ОАО "Томское пиво". Социальная политика ОАО "Томское пиво"
Результатом динамичного развития бизнеса, получения стабильных доходов ОАО "Томское пиво стало повышение ответственности руководства перед коллективом и проведение эффективной социальной политики и нашло отражение в Миссии: "Пов ...

Теория социального конфликта
Теории социального конфликта - направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г. Зиммелем. Главные положения наиболее распространенной из этих теорий разработал Р ...