SociologyZone
подробно о социологии

Предприниматель как продукт национальной экономической культуры
Страница 2

Материалы и статьи » Социология предпринимательства » Предприниматель как продукт национальной экономической культуры

На основе особенностей национальной культуры складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, неразвитость правосознания, недоверие закону [8]. Вместе с тем сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции.

В современной рыночной экономике поведение предпринимателей со знаком «плюс» подразумевает не только уважение законов и правосознание, но и следование не зафиксированным законодательно, но постоянно совершенствующимся нормам этики бизнеса. К последним можно отнести политику честности и открытости по отношению к потребителям, социальную ответственность по отношению к наемным работникам, противодействие коррупции, содействие защите окружающей среды, нравственность, благотворительность, цивилизованную конкуренцию. Все это сочетается с такими классическими чертами экономического поведения предпринимателей, как инициативность, склонность к инновационной деятельности, направленность на достижение прибыли посредством производства, реализации необходимых потребителям товаров и услуг, что связано с самостоятельностью в принятии решений и риском. Экономическое поведение предпринимателей со знаком «минус» включает в себя такие негативные черты, как крайний индивидуализм и эгоизм, жажда наживы, сопровождающаяся недобросовестным отношением к людям — потребителям, работникам, а также пренебрежением законами государства и нравственными нормами общества. Такой тип поведения встречается и в экономически развитых странах, но в большей степени характерен для стран, где рыночные отношения еще находятся в стадии формирования; к сожалению, зачастую только такое поведение (например, уход от уплаты налогов) обеспечивает предпринимателю выживание в несовершенной экономической среде. Предприниматель постоянно разрывается в поисках рационального выбора между выгодой и морально нравственными ценностями: быть законопослушным и ограничить свою финансовую свободу или скрываться от налогов; «проедать» доходы, направлять их на формирование материально-технической базы или развивать социальную инфраструктуру своего предприятия. Социальное поведение чело­века при этом может быть негативным по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически выражаться в усилении «теневой экономики».

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Направления деятельности социальной работы с многодетными семьями
Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регион ...

Социальные группы и социальные организации
Вопросы для изучения: Социальные группы и их разновидности. Социальные организации и управление. ...

Проблемы многодетных семей
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все "болезни" стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тя ...