SociologyZone
подробно о социологии

Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов
Страница 1

Материалы и статьи » Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета » Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов

Социология как наука относительно молода, а в России её возраст исчисляется несколькими десятилетиями. С одной стороны, у науки есть масса возможностей для развития, но с другой, социологи и в научном мире зачастую вынуждены доказывать своё право на жизнь. Для людей, заканчивающих образование и заинтересованных в научной деятельности, это оборачивается непониманием своей функции в этом процессе, выводами об отсутствии перспектив и на ниве науки. В итоге новые специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места.

На ситуацию существенно влияет неразвитость инфраструктуры, прежде всего, информационной на российском рынке труда. Спрос на социологов существует и даже медленно растет в последние годы, как в научной, так и в прикладной области. Фирмы набирают маркетинговые отделы, растущий постепенно спрос формирует предложение в виде исследовательских центров, растущий успех науки привлекает к ней все большее внимание, возрастает потребность в научных работах.

Отмечается увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 %. Проблема лишь в том, что высшая школа не в состоянии обеспечить квалифицированными по этим направлениям кадрами рынок труда. Образовательные учреждения не ориентируются на рынок, а работодатели не вкладывают в человеческий капитал.

В итоге экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней - нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями и квалификацией, и безработицы. Но недостаточная осведомленность о существующем положении, неготовность к полноценному участию в происходящих на рынке труда процессах – все это не дает старшекурсникам и выпускникам социологических отделений вузов возможности быть полноценными участниками рынка, вузам – обеспечивать перспективы своим выпускникам, работодателям – получать кадры нужной специальности и квалификации.

Для исправления этой ситуации, однако, нужны не общие ее оценки, а конкретная информация о состоянии рынка труда в различных его сегментах и различных регионах страны. Для поиска такой информации и оценки инструментов ее получения студентами Государственного университета - Высшей школы экономики было проведено социологическое исследование.

С помощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Основной целью являлся анализ перспектив трудоустройства старшекурсников и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях.

На вопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу по специальности, многие респонденты отмечали отсутствие энтузиазма у самого соискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, а также завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате. Личностные качества и глубокая заинтересованность в постоянном месте работы являются основными латентными факторами трудоустройства, определяющими в ходе дальнейшей карьеры и стратегию накопления человеческого капитала, и пути поиска работы.

Респондентами отмечается низкий уровень информированности работодателей относительно возможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрировать очевидные преимущества своих знаний и навыков, накопленных за долгие студенческие годы, является важнейшим умением для трудоустройства по специальности.

Продолжительность поиска работы социологов, опрошенных в ГУ ВШЭ, выглядит так. Доля занятых поиском работы составила 31,5% выборки. Из полученных данных следует, что те респонденты, которые ищут работу, в среднем потратили на это к моменту опроса уже 46 дней. То, что бoльшая часть ответивших уже ищет работу от одного до полутора месяцев, показывает, что они находятся в ситуации, когда с каждым днём вероятность нахождения работы падает: в ближайшем будущем они, вероятно, согласятся на работу, которая их, в общем, не устраивает или же оставят на время поиски. Согласно теории Грановеттера, неформальные связи дают быструю отдачу; те же, у кого нет таких контактов, обречены долго и безуспешно искать работу.

По мнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство. Заметная доля выпускников–социологов устраиваются не по специальности, хотя знания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка: академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количество студентов – в маркетинг, а остальные – куда придется.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Религия как специфическое отношение к действительности, ее структура и функции. 1.1 Понятие религии
Рассмотрение религии как фактора социокультурных трансформаций предполагает изучение религии как социального феномена, как особой социокультурной подсистемы, находящейся в определенных отношениях с другими подсистемами. Эпоха Просвещения ...

Структура АКНД
Поскольку проблема наркомании – это очень сложная и многопластовая проблема, то и для ее решения требуется обширная и хорошо продуманная система. В нашем крае одной из таких систем является АКНД. АКДН – это государственное учреждение здр ...

Общественное мнение как институт гражданского общества
Общественное мнение стали использовать в 18 в., а изучать в 19-20вв. Общественное мнение изучается социологией. В Росси есть организации, которые занимаются изучением общественного мнения – Всероссийский центр изучения общественного мнени ...