SociologyZone
подробно о социологии

Знания и навыки обязательные для социального работника
Страница 1

Материалы и статьи » Навыки общения с клиентом » Знания и навыки обязательные для социального работника

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и так далее, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социальнобытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и так далее, организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[2]

В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом. Обладая коммуникативными знаниями и умениями специалист по социальной работе может с эффективностью вступать в контакты с детьми и взрослыми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к детям; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности в детском и взрослом коллективах; быть тактичным и уважительным в работе; побуждать детей и взрослых к действию, творчеству, проявлению эмпатии; влиять на общение, отношения между людьми в коллективе; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Теоретические организаторские умения, применяемые в практике, позволяют ему ставить конкретные задачи, направленные на развитие, обучение и воспитание ребенка, социализацию личности в общество; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов; планировать индивидуальную работу с детьми; организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов; выявить и поддержать полезную инициативу, создать условия для ее реализации; объединять людей для реализации общих целей и задач общества. Полученные в результате обучения аналитические умения помогают специалисту по социальной работе в его профессиональной деятельности изучать личность клиента, его семью; анализировать результаты процесса; проектировать конечный результат деятельности; сопоставлять полученные результаты с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы других специалистов; творчески перерабатывать необходимую информацию.

Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интересами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Приложения
Приложение А Схема «Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы»[8]   Приложение Б Схема «Медицинское обеспечение осужденных в местах лишения свободы» [9] Приложение В 30 де ...

Девиантное поведение и его виды
Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых ...

Социальная мобильность
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, ...