SociologyZone
подробно о социологии

История благотворительности с древнейших времен до XIX века
Страница 1

Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности. Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство.

Развитие благотворительной деятельности связано с принятием христианства как основного вероисповедания. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, любить Бога и ближнего своего, - являлось залогом милости Божьей. На практике исполнение заповедей заключалось в кормлении нищих, помощи бездомным, посещение больных и заключенных в тюрьме, помощь внутри общины. Исходя из этого, благотворительность не была остро необходима обществу, а была необходима самому благотворителю, чтобы поднять уровень собственного духовного совершенствования. Нищий для благотворителя был лучшим богомольцем, своеобразным посланником богу, который попросит милости для своего благодетеля.

В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью. Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”.[19]

Празднуя в Васильеве устранение грозившей Владимиру от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны. Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей.

Например, Ярослав Владимирович, и его брат Мстислав (князь Тмутараканский). При Ярославе было открыто первое училище для юношей.

Во второй половине XI века можно отметить таких благотворителей как Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который “Никогда не прятал сокровищ, никогда не считал денег, но раздавала обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что он был хорошим хозяином”.[20] Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите»[21]. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара помог восстанавливать жителям город.

Иоанн Данилович прославился «Калитой», из-за того, что постоянно носил с собой мешок с деньгами, и раздавал их милостыню.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Нормативно-правовая основа деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей
Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики – цели экономической и соц ...

Классовая структура украинского общества
Благодаря происшедшим за последнее десятилетие изменениям в социальной структуре украинского общества в нем произошла структуризация и выделилось пять социальных классов: капиталократии, государственной и силовой бюрократии, наемной рабоч ...

Содержание ребенка, переданного в приемную семью
Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разд. IV Положения о приемной семье (п. 29 36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемными родителями на содержание каждого приемного ребенка с учето ...