SociologyZone
подробно о социологии

Опросный метод как один из основных методов исследования
Страница 2

Материалы и статьи » Методика изучения социальных проблем многодетной семьи » Опросный метод как один из основных методов исследования

Идеальной моделью он предложил считать "модель Гэллапа", т.е. тот тип опроса общественного мнения, который сложился в 30-40-е гг. XX в. в результате сотрудничества между основанным Дж. Гэллапом в 1935 г. Американским институтом общественного мнения и другими исследовательскими фирмами. Для типичного гэллаповского опроса характерны следующие признаки:

общенациональный характер;

отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избирательного возраста;

максимальная приближенность времени проведения опроса ко времени проведения выборов или референдумов;

среднее число респондентов в выборке - 2000 человек;

случайный или квотный характер выборки;

использование стандартных опросных листов и личное интервьюирование каждого респондента по месту жительства;

"закрытый" характер вопросов;

сбор индивидуальных данных (каждый опросный лист может быть соотнесен с конкретным индивидом в выборке), т.е. отсутствие анонимности личного мнения.

Однако совершенно очевидно, что существует немало отклонений от описанной выше "базовой модели". Перечисленные признаки относятся исключительно к массовым опросам общественного мнения, которые в нашей стране наиболее профессионально и надежно проводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и ряд схожих по принципам работы социологических институтов (фирм) федерального и регионального масштаба.

Опрос, как уже говорилось ранее, должен служить проверке гипотез о характере связей между различными переменными. В конце концов, любая социологическая теория среднего уровня есть концептуально выраженное вероятностное предположение о том, что та или иная независимая переменная обусловливает тот самый субъективный мир человека, который и предстоит выявить социологу.

Опросы, которые обеспечивают эмпирическое сопровождение отраслевых социологических теорий:

вовсе не обязательно осуществляются по месту жительства, а могут носить аудиторный, почтовый или даже телефонный характер;

чаще всего не ограничиваются исключительно "закрытыми" вопросами, а варьируют методические процедуры в зависимости от цели и задач исследования;

как правило, используют анонимную форму заполнения опросного листа, которая более надежна в достижении большей открытости и раскованности респондента при ответах на острые или интимные вопросы.

Таким образом, мы можем выделить два основных направления в использовании метода опроса.

В первом случае предметом социологического исследования является общественное мнение.

Стратегию такого исследования определяет необходимость выявления социальных позиций больших групп людей относительно небольшого круга вопросов, имеющих общественную значимость.

Наряду с прогнозом результата выборов или референдума такого рода исследование может быть направлено на изучение удовлетворенности жизнью различных категорий населения, общей оценки деятельности властных структур, отношения к определенному закону (например, новое пенсионное законодательство) или к событию, затрагивающему жизнь большинства членов общества (к примеру, чеченский конфликт).

Исследование включает небольшое число вопросов и дает в целом лишь поверхностную картину ценностных суждений людей относительно изучаемой проблемы. Ценность такого исследования - получение научно обоснованной "обратной связи" между системой управления и управляемыми людьми, или, другими словами, между властью и народом.

Подобные исследования в известном смысле "обслуживают" институциональный уровень социальных отношений - в этом их основная миссия.

Во втором случае предметом социологического исследования является в широком смысле субъективный мир человека как члена той или иной большой группы, а в узком - его факторная обусловленность. В качестве фактора может выступать любая независимая переменная или группа переменных. А именно - пол, возраст, расово-этнические признаки (т.е. предписанные статусы), образование, социальное положение, доход (т.е. достигаемые статусы) и т.п.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность и структура социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения– это объективно существующее взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения характеризуют эконом ...

Методология и логика социологического исследования
Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоп ...

Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств
В психологии понятие характер (от греч. character - «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способ ...