Опросный метод как один из основных методов
исследованияСтраница 2
Идеальной моделью он предложил считать "модель Гэллапа", т.е. тот тип опроса общественного мнения, который сложился в 30-40-е гг. XX в. в результате сотрудничества между основанным Дж. Гэллапом в 1935 г. Американским институтом общественного мнения и другими исследовательскими фирмами. Для типичного гэллаповского опроса характерны следующие признаки:
общенациональный характер;
отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избирательного возраста;
максимальная приближенность времени проведения опроса ко времени проведения выборов или референдумов;
среднее число респондентов в выборке - 2000 человек;
случайный или квотный характер выборки;
использование стандартных опросных листов и личное интервьюирование каждого респондента по месту жительства;
"закрытый" характер вопросов;
сбор индивидуальных данных (каждый опросный лист может быть соотнесен с конкретным индивидом в выборке), т.е. отсутствие анонимности личного мнения.
Однако совершенно очевидно, что существует немало отклонений от описанной выше "базовой модели". Перечисленные признаки относятся исключительно к массовым опросам общественного мнения, которые в нашей стране наиболее профессионально и надежно проводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и ряд схожих по принципам работы социологических институтов (фирм) федерального и регионального масштаба.
Опрос, как уже говорилось ранее, должен служить проверке гипотез о характере связей между различными переменными. В конце концов, любая социологическая теория среднего уровня есть концептуально выраженное вероятностное предположение о том, что та или иная независимая переменная обусловливает тот самый субъективный мир человека, который и предстоит выявить социологу.
Опросы, которые обеспечивают эмпирическое сопровождение отраслевых социологических теорий:
вовсе не обязательно осуществляются по месту жительства, а могут носить аудиторный, почтовый или даже телефонный характер;
чаще всего не ограничиваются исключительно "закрытыми" вопросами, а варьируют методические процедуры в зависимости от цели и задач исследования;
как правило, используют анонимную форму заполнения опросного листа, которая более надежна в достижении большей открытости и раскованности респондента при ответах на острые или интимные вопросы.
Таким образом, мы можем выделить два основных направления в использовании метода опроса.
В первом случае предметом социологического исследования является общественное мнение.
Стратегию такого исследования определяет необходимость выявления социальных позиций больших групп людей относительно небольшого круга вопросов, имеющих общественную значимость.
Наряду с прогнозом результата выборов или референдума такого рода исследование может быть направлено на изучение удовлетворенности жизнью различных категорий населения, общей оценки деятельности властных структур, отношения к определенному закону (например, новое пенсионное законодательство) или к событию, затрагивающему жизнь большинства членов общества (к примеру, чеченский конфликт).
Исследование включает небольшое число вопросов и дает в целом лишь поверхностную картину ценностных суждений людей относительно изучаемой проблемы. Ценность такого исследования - получение научно обоснованной "обратной связи" между системой управления и управляемыми людьми, или, другими словами, между властью и народом.
Подобные исследования в известном смысле "обслуживают" институциональный уровень социальных отношений - в этом их основная миссия.
Во втором случае предметом социологического исследования является в широком смысле субъективный мир человека как члена той или иной большой группы, а в узком - его факторная обусловленность. В качестве фактора может выступать любая независимая переменная или группа переменных. А именно - пол, возраст, расово-этнические признаки (т.е. предписанные статусы), образование, социальное положение, доход (т.е. достигаемые статусы) и т.п.
Другое по теме:
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
В крае значительно активизировалась физкультурно-спортивная и оздоровительная работа среди населения.
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий проводится около 100 краевых соревнований, 16 комплексных мероприят ...
Понятие маргинальности и его эволюция
Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценносте ...
Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и
реализации их трудовых прав и обязанностей:
создание условий для занятости молодежи, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи;
поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ори ...