SociologyZone
подробно о социологии

Разводы как социальный фактор демографического кризиса
Страница 1

Материалы и статьи » Семейный кризис - кризис демографический » Разводы как социальный фактор демографического кризиса

В чем же заключается причина разводов? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно разобрать роль института семьи и его влияние на разводы. Если раньше сдерживающие факторы имели особую силу, то к настоящему моменту наблюдается их ослабевание. Что способствует росту числа разводов? К основным причинам разводов нужно отнести безработицу, жилищные проблемы, а также алкоголизм. К таким выводам автор пришел, проведя небольшое исследование3 с участием членов студенческого совета, в ходе было опрошено 800 человек.51% респондентов полагает, что совместная жизнь с невменяемым человеком невыносима, 41% причиной разводов считают жилищную проблему, остальная же часть не выдерживает супружеской жизни в бедноте. Другая статистика, предоставленная ГосКомСтатом, говорит о росте числа разводов за последние 5 лет. Только лишь за последний год число зарегистрированных в записях актов гражданского состояния увеличилась на 4%.

Происходящие в настоящее время трансформационные социально-политические и социокультурные процессы в России изменяют институциональную матрицу общества, включая изменение фундаментальных основ института семьи.

Институциональный кризис, выраженный в фамилистической парадигме экзистенциальной ценностью семьи для истории общества и проявляющийся в конфликте ценностей и целей, ресурсов и средств жизнедеятельности, рассматривается в двух направлениях. Первое - с позиций функциональной социологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и второе - с позиций альтернативной - семьецентристской социологии (Г. Спенсер, Ле Пле (корневая система семьи), К. Циммерман (тройственная типология семьи), А. Карлсон).

Функциональный подход подразумевает неустранимость социокультурных ролей членов семьи для стабильного функционирования общества и ведущую роль семьи в общественном развитии, альтернативный подход предполагает рассмотрение семьи как исходного элемента общества и общественных изменений, причём семейная стабильность закладывает основы общественной устойчивости. Социокультурный подход П. Сорокина отражает взаимосвязь вышеуказанных тенденций, так как социокультурные флуктуации (периодичность чувственной, идеациональной, идеальной и интегральной культуры) рассматриваются в контексте стабильности и нестабильности семьи, отражая кризисные, переходные и устойчивые состояния института семьи.

Институциональный кризис семьи сопровождается кризисом семейных структур и семейно-родственных ролей, конфликтами ролевых интеракций, ростом стрессогенности жизненного цикла семьи, проявляется в конфликтных представлениях о семье и браке мужчин и женщин, что выражается в двух противоположных тенденциях фамилизма и феминизма. Фамилизм как ориентация личности на благополучие семьи и через него на собственное благо даёт ключ к пониманию семей берущих на себя заботу о социальном контроле и социальной организации.

Джеймс Коулман, определивший "социальный капитал" как "набор ресурсов, заложенных в семейные отношения и социальную организацию сообщества, способствующих умственному или социальному развитию ребёнка", отмечает, что сотрудничество объяснятся биологической потребностью делиться ресурсами и генетическими родственниками в связи, с чем увеличиваются шансы на долговременное взаимодействие внутри группы. Склонность членов семьи к кооперации облегчает многие виды социальной активности, например мелкое предпринимательство в США (20%) частного сектора.

Многие культуры (Китай, Южная Европа, Латинская Америка) поощряют семейственность - обычай ставить семейные обязательства перед родственниками выше других видов социальных обязательств. В Китае этому также способствует существующая этическая система - конфуцианство. Роль расширенной семьи в передаче культурного опыта рассматривается в работах С. Ганна, Э. Силвы. Клановые родственные связи способствуют сохранению не только материального, но и культурного капитала. Как важная часть наследства культурный капитал передаётся в виде домов, книг, мебели, в виде накопленных связей, знаний и доступа к образованию. Социальная мобильность тесно связана с динамикой семейной жизни. Такое взаимодействие экономического, социального и культурного капиталов П. Бурдье называл социальной траекторией, которая формирует объективную возможность будущей семьи.

По мнению Т. Парсонса, семья представляет собой подсистему общественной системы, следовательно, анализируя отношения между частями системы, ориентированные на поддержание внутренней структуры, можно утверждать, что семья выполняет интегративную функцию по отношению к другим общественным институтам, а отношения "система-окружение", ориентированные на адаптацию к изменяющимся условиям, усиливают самосохранительное поведение семьи и индивида в частности. Особое значение приобретает религиозная коммуникация.

Феминистическая тенденция XIX-XX вв., проявившаяся наряду с экономической модернизацией общества, предполагала, что вследствие модернизации общества семья будет играть всё более незначительную роль, причём ориентация на семейные связи может тормозить развитие общественной системы, так как экономическая эффективность требует, чтобы партнёры выбирались на основании профессионализма, а не чувствах. Действительно, в модернизирующихся странах роль семьи уменьшилась. Расширенные семьи должны были распадаться на нуклеарные (супружеские), соответствующие индустриальному обществу.

Страницы: 1 2


Другое по теме: