SociologyZone
подробно о социологии

Особенности социализации воспитанников детского дома
Страница 3

Материалы и статьи » Проблемы социализации ребенка в детском саду » Особенности социализации воспитанников детского дома

Ряд исследований[11] указывают на то, что дети, оставшиеся без попечения родителей проходят совершенно иной путь развития, чем дети из благополучных семей. Проживая в дисфункциональных семьях, они сталкиваются с множеством травмирующих ситуаций, стрессов, насилием (психическим, физическим, сексуальным) и эти ситуации не проходят для них бесследно, оставляя в психике ребёнка глубокий след. Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на пути развития, часто прибегают к психологическим защитам в виде агрессивного и аддиктивного поведения, как усвоенным с раннего детства стереотипам поведения. Эти дети в играх и повседневной жизни прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебрегая запретами и социальными нормами.

Среди проблем семьи, где возникает угроза лишения родительских прав, можно выделить следующие: безработица, нищета не только материальная, но и духовная, педагогическая несостоятельность родителей, жилищные проблемы, алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, паразитический образ жизни родителей, безответственное отношение к выполнению родительских обязанностей, отсутствие у детей желания учиться, ослабление здоровья членов семьи в результате плохого питания.

Весь перечень проблематики семей социального риска можно свести к трём группам:

недостатки социально-экономического и бытового характера;

эмоциональное состояние в семье, неуважение друг друга;

личностные качества у родителей[12].

И всё же ключевым фактором риска социального сиротства, большинство учёных и специалистов признают неблагоприятный эмоционально-психологический климат в этих семьях, где ребёнок оказывается на её периферии, когда незрелые в личностном и социальном плане родители пренебрегают его нуждами или вымещают на нём злость за собственные неудачи.

Проанализировав ряд психолого-педагогических работ, мы пришли к выводу, что основной целью воспитательной системы детского дома, должна стать деятельность, направленная на прерывание порочного круга, когда не готовые к взрослой жизни подростки (семья, карьера, профессиональная и личностная самореализация) через несколько лет повторяют печальную судьбу в своих детях, тем самым, воспроизводя ситуацию социального сиротства. Основной идеей такой работы должны стать позитивная трансформация негативно-заряженных сценариев жизни и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетентности и создание собственного жизненного плана.

Таким образом, результатом успешной социализации, по нашему мнению, можно считать следующие показатели:

Достижение подростком такого уровня социальной компетентности, при котором он мог бы самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру, адекватную его интересам, возможностям, потребностям рынка труда, достигать намеченных планов.

Способность справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться.

Наличие чётких представлений о самом себе, своих возможностях и ограничениях, познание и принятие себя во всём многообразии ситуаций и личностных проявлений, стремление к "Себе лучшему".

Достижение в развитии уровня рефлексивного осмысления своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. способность включать и использовать рефлексию в качестве основного механизма социализации.

Освоение следующих видов социального опыта:

ценностный (нравственные интересы, идеалы, убеждения);

операционный (общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов);

привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений);

сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле);

рефлексии (способность осознать своё состояние, нарабатывать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях, уметь совершать выбор, быть ответственным).

Среди показателей социальной адаптированности также можно назвать: высокую мотивацию к обучению, саморегуляцию в соблюдении норм, уровень и качество образования, наличие ряда освоенных профессиональных навыков, наличие жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома[13].

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Определение ошибки статистических данных
Для определения предельной ошибки выборки применим формулу бесповторного отбора: Так как процесс стабильный, то возьмем t=2, при этом коэффициент будем считать близким к 1, тогда предельная ошибка выборки равна: . Предельная ошибка ...

Приемные родители
Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создавать им условия для всестороннего развития. СК устанавливает запрет для отдельных ка ...

Немецкая спортивная молодёжь
Спорт продолжает играть огромную роль для немецкой молодёжи. Число членов Немецкой спортивной молодёжи (DSJ) составляет примерно 9 млн. человек, т.е. более трети молодёжи в возрасте до 27 лет организовано в одном из спортивных объединений ...