SociologyZone
подробно о социологии

Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов
Страница 1

Материалы и статьи » Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления » Теоретико-методологические аспекты изучения социальных ресурсов местного сообщества. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов

В современных условиях для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые, в отличие от материальных, неисчерпаемы, и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания [1].

Одной из основных задач местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и общества. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического равновесия внутри самоуправляющейся общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной власти и граждан.

По мнению В.А. Мальцева, социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п. Социальные ресурсы местного сообщества - крупная теоретическая и практическая проблема.

Термин «ресурс» обычно применяется по отношению к неоднократно используемым, относительно стабильным и «дефицитным» объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Другими словами, ресурсом является любой объект, который может распределяться внутри системы [2, с. 54].

Как полагает А.М. Новиков, ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут их использовать одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого интервала времени процессы используют ресурс попеременно), а могут быть и неделимыми. Классификация ресурсов представлена на рисунке 1.

Ресурсы

Делимые

Неделимые

используемые одновременно

используемые параллельно

Рисунок 1 – Классификация ресурсов

Макашев З.М. и Калиникова И.О. дают следующее определение социальным ресурсам - это запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра. Одной из самых актуальных сегодня является проблема «распаковки» этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.

В современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач теории управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Социально-этнические общности
Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная ...

Понятие социальной мобильности
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения. Социальной мобильностью н ...

Принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме
Преодоление проблем социализации детей в детском доме может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Очевидно, что коррекция здесь должна быть направлена н ...