Общая характеристика юностиСтраница 1
Понятие «тинэйджеры» (от англ. суффикса teen – общего для всех числительных от 13 до 19 и aigе – возраст) включает в себя и подростков 13–15 лет, и молодых людей в возрасте от 15 до 19 (реально – до 21–22). Однако разница между этими возрастами очень велика. На смену смутному отрочеству приходит юность – время заметно более светлое, хотя и далеко не простое. Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 16–17 до 21–25 лет.
К 15–16 годам в основном завершается физиологическое взросление, улучшаются самочувствие и внешность. Постепенно человек обретает всю полноту физических и интеллектуальных возможностей.
Исследования психологов показывают, что существенной разницы между мышлением и юноши и взрослого человека нет. То есть уже с 15–16 лет человеку в принципе посильна любая интеллектуальная задача. Новый уровень развития мозга позволяет осознавать сам процесс мышления, получать удовольствие от поиска решения задачи. В юности человека интересуют границы возможностей его интеллекта.
Расцвет переживают и другие способности: в юности сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают, занимаются творческим рукоделием. Именно на возраст от 15 до 22 приходится пора наивысших достижений во многих видах спорта. Успеху способствует и крепнущая способность к самоконтролю, саморегуляции. Меняется отношение к учёбе, она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов.
Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих реальных возможностях и жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». 16–18-летних даже сами обстоятельства их жизни – окончание школы, необходимость зарабатывать на жизнь, отделение от семьи из-за учебы в другом городе или службы в армии, первая любовь и т.п. – вынуждают делать серьезные жизненные выборы: намечать свое будущее, выбирать профессию, образ жизни, стиль поведения, способ проведения досуга, а возможно и спутника жизни. Это очень важные, серьезные решения, которые, по сути, человеку приходится принимать раньше, чем он к этому готов, раньше, чем у него появляется достаточно опыта, информации, мудрости, чтобы оценить тот или иной вариант. В этом и состоит главная особенность и главная трудность юношеского возраста.
В это время иным становится восприятие мира, себя, других людей. Появившаяся в подростковом возрасте способность к обобщению, к построению глобальных схем, в сочетании с отроческим максимализмом не способствовала хорошему настроению. В юности способность к обобщению дополняется умением видеть переходы и полутона. Улучшается самооценка. Происходит осознание себя, формирование личности.
Отношения с окружающими продолжают играть в юности столь же важную роль, что и в отрочестве, но их характер меняется. Новая уверенность в себе позволяет оставить в прошлом полную подчиненность группе сверстников. Теперь человек стремится найти свое, особое место в группе друзей, ему важно сделать так, чтобы его ценили и слышали.
Еще одна важнейшая задача отрочества и юности – создание системы ценностей. Человек больше не может и не хочет «жить чужим умом», он должен сам для себя определить, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Поэтому в этом возрасте так много читают, спорят, думают. Если время будет упущено и потрачено на бездумное подчинение воле старших или столь же бездумные развлечения, есть риск и всю остальную жизнь не жить, а «коротать время до смерти». Обычно молодые люди очень остро осознают это. В юности меняется восприятие времени. Если ребенок живет настоящим, подросток поглощен задачей отделения от своего прошлого – детства, то юноша устремлен в будущее.
Другое по теме:
Отношение к предпринимателю.
Общественное мнение
Имидж российского бизнеса чем-то похож на матрешку. С одной стороны, уже никто, кроме самых замшелых коммунистов, не спорит с тем, что капитал, и особенно крупный капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой - чем дальше, ...
Социальные изменения и религия. Концептуально-методологическая схема
анализа
В предыдущем параграфе мы рассмотрели концепцию М. Вебера, представляющую наиболее разработанную теоретическую схему влияния религии на социальные изменения. Концепция М. Вебера опирается на некоторые предпосылки, которые должны получить ...
Понятие социальной мобильности пути и способы её реализации. Вертикальная
мобильность
Под социальной мобильностью понимается перемещение индивидуального или социального объекта, или ценности из одного положения в другое. Различают два принципиально разных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под гори ...