SociologyZone
подробно о социологии

Социально-технологические критерии.
Страница 1

Материалы и статьи » Культура конфликтного взаимодействия » Социально-технологические критерии.

Выделение, помимо технологической культуры, еще и социально-технологической культуры

сразу же наводит на вопрос об их соотношении. Не вдаваясь в пространные рассуждения по этому вопросу, отметим только одно: они, по сути, органически взаимосвязаны.

Технологическая культура задается предметом деятельности, а социально-технологическая культура – социальными условиями осуществления деятельности. Социально-технологическая культура (СТК) представляет собой определенную систему знаний, умений и действий. Н.С. Данакин выделяет и рассматривает в этой системе четыре подсистемы: функционально-целевую, нормативную, операционно-процедурную и инструментальную.

Функционально-целевая подсистема СТК включает:

- понимание того, как влияет или может повлиять осуществляемое нами действие на интересующий нас объект;

- четкое представление о предмете технологического воздействия, о том, на что конкретно направлено воздействие.

- четкое представление о масштабе возможных изменений в объекте воздействия. Даже отдельные люди различаются этим масштабом. Одни открыты для изменений, другие закрыты напрочь;

- четкое понимание собственных целей, их правильная формулировка;

- четкое представление о предполагаемых и возможных результатах осуществляемого действия, а также о его вероятных последствиях.

Все эти требования имеют важное значение для конфликтного взаимодействия, в частности, переговорного способа его регулирования.

Нормативная подсистема СТК – это понимание того, что можно, а чего нельзя при осуществлении социального действия.

Нормативную подсистему СТК применительно к конфликтному взаимодействию рассмотрим опять же на примере переговоров. С. Карпентер и В. Кеннеди предлагают десять основных принципов, которые могут помочь администратору сфокусироваться на продуктивных способах преодоления различий в переговорах (см. Приложение 2).

Операционно-процедурная подсистема СТК – это знание о том, что надо делать и в какой последовательности операций. Любое действие состоит из нескольких операций, начиная со стартовой и завершая финишной. Если процедура представляет собой набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной главный процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии, то операция – это непосредственно практический акт решения задачи в рамках данной процедуры, однородная логически неделимая часть процесса управления.

Инструментальная подсистема СТК – понимание того, какими средствами, способами и методами осуществляется социальное действие. Способ социального действия определяется теми средствами, которые используются при его осуществлении. Каждый способ реализуется, в свою очередь, посредством нескольких методов. Метод – это определенный кооперационный алгоритм использования средств действия. Выбор и успешное использование того или иного метода обусловлены особенностями конфликтных ситуаций, спецификой задач их урегулирования.

Таким образом, в качестве социально-технологических критериев культуры конфликтного взаимодействия целесообразно принять его 1) функциональность, 2) нормативность, 3) операционность, 4) инструментальность. Функциональность конфликтного взаимодействия выражает его адекватность целям противоборствующих сторон, нормативность – соответствие технологическим нормам, операционность – разделенность на взаимосвязанные и последовательные операции, инструментальность – использование разнообразных средств, методов и приемов.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Исторические типы стратификации
В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низш ...

Развитие социологии в США
Считается, что с 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. Причиной её бурного развития послужили следующие факторы: быстрая институционациализация и большой объём конкретных эмпирических исследований. Эти фа ...

Интервью как особая разновидность опроса
Принято различать два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Общим признаком для обоих классов является: ситуация общения, которая может быть личной или опосредованной, индивидуальной или групповой, устной или пись ...