А.Б. Фахретдинова: "Основные направления
преодоления супружеского насилия в отношении женщины в современном российском
обществе"Страница 3
Обобщая приведенный выше анализ, можно констатировать, что на пути преодоления проблемы супружеского насилия возникает ряд преград, которые обнаруживаются как на социальном, так и на индивидуальном уровне. Среди них: отсутствие на законодательном уровне формулировки "супружеское насилие"; существование в обществе патриархатных гендерных стереотипов, "легитимирующих" насилие в отношении женщины в семье, и, как следствие, недооценка серьезности проблемы супружеского насилия на уровне обыденного сознания; отсутствие нормативной базы для регуляции профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, работников здравоохранения, социальной защиты и т.д.; отсутствие налаженной системы оказания помощи, как жертвам, так и домашним насильникам.
Следовательно, работу по преодолению супружеского насилия сегодня надлежит развивать как минимум в следующих шести направлениях.
1. Образовательно-воспитательное направление:
обучение персонала учреждений социальной защиты, медицинских, правоохранительных и других с целью внедрения единого понимания проблемы супружеского насилия над женщиной и обучения правилам ведения беседы с пострадавшими для выявления случаев насилия, распространение информации по эффективному вмешательству в ситуацию супружеского насилия, совершенствование навыков и методов работы с пострадавшими и правонарушителями;
внедрение в систему государственной социальной защиты образовательных программ по предупреждению насилия, тренингов, специальных курсов по гендерной тематике;
реализация государственной политики, направленной на преодоление социокультурных гендерных стереотипов патриархатного общества, избавление от устоявшихся обычаев, традиций, неадекватно трактуемых религиозных предписаний, "узаконивающих" насилие в отношении женщины в семье, популяризация эгалитарной модели внутрисемейных взаимоотношений;
воспитание и обучение подрастающего поколения исходя из идеала ненасилия и неприемлемости половой дискриминации, установки на гендерное равенство мужчин и женщин в публичной и приватной сферах;
осуждение феномена супружеского насилия на уровне социума, признание его в качестве серьезной социальной проблемы, привлечение общественного интереса к нему силами средств массовой информации;
проведение образовательных мероприятий по изменению отношения общества к проблеме супружеского насилия над женщиной при участии средств массовой информации;
внедрение в деятельность журналистов этики репрезентаций вопросов, связанных с супружеским насилием, с целью отказа от освещения данной проблемы в примитивном ключе - как темы карикатур и анекдотов.
2. Нормотворческое направление:
принятие закона о насилии в семье, введение понятия "супружеское насилие", его видов и форм на законодательном уровне, с акцентом на то, что насилие в семье не менее серьезно для личности, чем насилие, совершенное вне дома незнакомым человеком;
осуществление правовой реформы в плане регулирования законом механизма подачи жалоб пострадавшими;
введение практики охранного ордера, выдаваемого по заявлению пострадавшей, ее родственников, социальных работников;
совершенствование навыков и методов работы сотрудников здравоохранения, социальной защиты, милиции как с жертвами, так и с обидчиками;
определение мер оказания экстренной помощи, а также правил, регулирующих действия сотрудников правоохранительных органов, суда и других специалистов, непосредственно сталкивающихся с фактами супружеского насилия, которые будут отображены в соответствующих должностных инструкциях;
предоставление женщинам, подвергшимся супружескому насилию, в суде общественных защитников;
разработка форм протоколов для медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов с целью определения, документирования и ведения отчетности о случаях супружеского насилия для раннего выявления фактов правонарушений.
3. Исследовательско-статистическое направление:
Другое по теме:
Влияние преподавания социологии на формирование
личности
Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах о ...
Разновидности социальных статусов личности.
Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию. ...
Сущность социального партнерства
Система социального партнерства утвердилась лишь во второй половине двадцатого столетия в развитых капиталистических странах. В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года. 15 ноября 1991 г., за № 212 Президентом РФ подпи ...