SociologyZone
подробно о социологии

Выбор метода исследования в социальной работе
Страница 1

Материалы и статьи » Исследовательские стратегии и методы » Выбор метода исследования в социальной работе

Исследования в социальной работе, развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов. Метод — это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Методологией в широком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Техникой называют совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической информации. Каждая из процедур может быть законченным миниатюрным эмпирическим исследованием, которое входит в общую теоретико-методологическую программу: анализ содержания публикаций в центральной и местной прессе, установление эффекта воздействия этих публикаций на читателя, анализ других источников, влияющих на информированность в данном вопросе.

Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую. Они могут классифицироваться по разным основаниям. По способу сбора данных методы делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации на формализованные, полуформализованные, и неформализованные. Кроме того, все исследовательские программы подразделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. В первом случае исследователь контролирует условия, в которых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможен или такая задача не ставится. На методе эксперимента мы остановимся в дальнейшем.

Методы относятся к способам сбора первичной информации, а также к способам обработки и анализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные с установлением фактов (надежной информации) о единичных событиях или их сочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а также приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности событий, или способы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стадии, монографические, сплошные, выборочные обследования).

В свою очередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание и классификация, типологизация, методы качественного анализа: смысловая интерпретация; статистический анализ (поиск статистической закономерности), экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, генетический или исторический анализ, социальное моделирование.

Поскольку социальная работа представляет собой систему, исследовательские методы применяются на всех уровнях и в различных подсистемах этой профессиональной деятельности. Прежде всего, проводя оценку потребностей клиента — скажем, ребенка-инвалида как самостоятельного потребителя услуг, а также его семьи — специалист осуществляет сбор и анализ эмпирических данных, получаемых при помощи беседы или из документов. Это так называемый микроуровень социальной работы, поэтому исследования здесь также носят характер изучения единичного случая, кейс стадии (от англ. саse — случай, study изучение).

В исследовательской традиции под кейс стади понимается глубинное изучение всевозможных данных об одном отдельном объекте или случае, в качестве которого может выступать предприятие или организация, профессия, или образовательная программа, деятельность фонда или политическая элита конкретного региона. В практике социальной работы под конкретным случаем понимается жизненная ситуация индивидуального клиента или семьи, группы или сообщества. Как видим, смыслы случая или кейса в практике и исследованиях социальной работы пересекаются, однако в практике социальной работы случай — это всегда объект интервенции, то есть вмешательства, тогда как в ситуации исследования выявление какой-либо социальной проблемы не обязательно сопрягается с ее решением.

В количественных — массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, т. е. как представитель определенной группы. Некоторые: из этих признаков влияют на другие: так, на уровень удовлетворенности социальным обслуживанием могут влиять как профессионализм. Работников, так и характеристики клиента, в частности, чем выше уровень образования, тем, как правило, критичнее оценки, которые дает человек.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Метод экспертной оценки в социологии
Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных иссл ...

Государство в социокультурной структуре России
При исторически сложившемся положении именно самодер­жавие выступало как носитель наиболее универсального принци­па, объединяющего столь разноликий конгломерат социальных и культурных структур, к тому же большей частью ограниченный в свои ...

Планирование и проведение выборки
Составление выборки — процесс выбора единиц (людей, организаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокупности с таким условием, чтобы, проведя свое исследование, ученый мог обобщить полученные результаты снова на всю генерал ...