SociologyZone
подробно о социологии

Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств
Страница 2

Материалы и статьи » Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб » Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты - национальные, профессиональные, возрастные. Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Последовательно проходя этапы профессионального роста, человек теряет какие-то черты характера предыдущего и приобретает новые.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Большую помощь в формировании характера или отдельных его черт оказывают более опытные люди. Исходя из гипотезы курсовой работы, таким пластичным, развивающимся элементом характера в ходе реализации профессиональной деятельности социального работника являются его ценностные установки.

Становление профессионализма начинается с профессиональной подготовки, поэтапного формирования системы практических навыков и профессионального мастерства. Профессионально-личностное становление предусматривает формирование профессионального призвания и развитие духовно-нравственных качеств.

Готовность субъекта к осуществлению гуманистически ориентированной деятельности по оказанию помощи нуждающемуся в ней человеку, побуждаемую бескорыстной мотивацией, согласуемую с интересами других людей (группы, всего общества) и сопровождаемую специфическими альтруистическими переживаниями, Л. Н. Антилогова называет альтруистической установкой.

Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.

В психологии сложилось следующее определение мотива: мотив — это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.

По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации — Р. Г. Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение.

Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, завершив ее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, напротив, отстает. И то и другое сказывается на ее результате.

Все сказанное позволяет заключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют условный стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).

Вопрос в том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных. Та же самая концепция А. Маслоу не может ответить на этот вопрос: как известно, он строит «пирамиду» потребностей, которые являются основой мотивов. Это биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), аффилиативные потребности, потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации.

Отечественные психологи исходят из того, как конкретный действительный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании. Б.Ф. Ломов считает, что для понимания сущности мотивационной сферы (ее состава, строения, динамики) и ее развития необходимо рассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучая зависимость мотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеют многомерный и многоуровневый характер, не только непосредственные, но и опосредствованные контакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии, политики, этики и т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играют общественные институты. На эмпирическом уровне психологического анализа речь должна идти, прежде всего, о тех общностях людей, к которым принадлежит данный конкретный индивид. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежит ряду общностей, а в процессе его развития число общностей, в которые он включается, изменяется, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс «изнутри» индивида, а в плане развития его связей с различными общностями людей. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другими людьми, с обществом в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Религия как специфическое отношение к действительности, ее структура и функции. 1.1 Понятие религии
Рассмотрение религии как фактора социокультурных трансформаций предполагает изучение религии как социального феномена, как особой социокультурной подсистемы, находящейся в определенных отношениях с другими подсистемами. Эпоха Просвещения ...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно разделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции. Биологические концепции (теории физических типо ...

Ролевое поведение.
.В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в инт ...