SociologyZone
подробно о социологии

Влияние преподавания социологии на формирование личности
Страница 2

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Влияние преподавания социологии на формирование личности

Нынешний статус курса социологии своим приоритетом ставит практическую полезность изучения социальных проблем студентами. Наряду с базовыми стандартными темами отбираются такие, которые могут помочь студентам более грамотно решать жизненные и профессиональные проблемы.

При освещении этих тем акцент делается не только на получение новых знаний, но и на преодоление зачастую свойственных молодежи поверхностных взглядов на социальные явления и процессы.

Следует выделить и такой аспект курса, как расширение и обогащение лексикона студентов. Устойчивая мода на социологию, растущий спрос на социологические исследования ввели специальные социологические термины в разговорную речь, публицистику. Усвоение «социологического языка», обучение правильному применению терминов «социальный статус», «престиж», «выборка», «репрезентативность» и др. – одна из задач курса социологии.

Главная задача социологического практикума – формирование социологической грамотности потенциальных пользователей социологической информации, потенциальных заказчиков социологических и маркетинговых исследований. Умение сделать «заказ» (правильно сформулировать проблему, цели и задачи исследования), осознать специфику (возможности и ограничения) социологических методов, оценить качество информации – главные ориентиры практических занятий по социологии. Кроме того, апробация логики социологического исследования – один из способов дисциплинировать аналитическое мышление студентов. В процессе разработки программы учебного социологического исследования демонстрируются и осваиваются универсальные аналитические алгоритмы, используемые в исследовательских проектах разного уровня – от написания курсовых работ до дипломного и диссертационного проектов. Темы учебных исследований связаны с анализом молодежных студенческих проблем. Спектр их очень широк – проблемы девиации, профессиональные и жизненные ориентации, организация и содержание учебного процесса и т.д. С одной стороны, это позволяет наполнить теоретическое содержание курса практической проблематикой, рефлексией по поводу способов получения теоретического социологического знания, с другой – помогает овладеть навыками анализа реальных социальных проблем, конкретных жизненных ситуаций.

Задача формирования грамотного заказчика, конечно, важна, но она частная, т.к. только несколько десятков сотен выпускников станут руководителями и смогут сделать заказ на социологическое исследование. Задачу преподавания социологии в том, чтобы дать студентам научное знание об обществе, в котором мы живем, выявляя его тенденции и закономерности. Учитель вряд ли может стать заказчиком, но его нужно научить использовать социологическое методы в оценке и диагностике педагогической деятельности. Полученный им материал будет иметь «местный» характер и может не отличаться глубиной анализа. Учитель не должен владеть профессиональным знанием социолога-прикладника, но если он усвоил, что анкета - не просто «энное число» произвольных вопросов, что есть определенные требования к программе и инструментарию, если он получил навыки обработки эмпирических данных, узнал, какая социологическая информация может считаться достоверной, это уже немало.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Перцептивные критерии.
Этот компонент выражает то, как конфликтующие стороны воспринимают друг друга и сам конфликт. От характера восприятия, его правильности/неправильности во многом зависит реальный ход конфликта, его результаты и последствия. Важными критер ...

Разрешение социально-трудовых конфликтов
Разрешить социально-трудовой конфликт – значит: устранить конфликтную ситуацию либо исчерпать инцидент. Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда, по объективным причинам, невозможно устранить конфликтную с ...

От бюрократов до иждивенцев
Уникальность социальной структуры Украины состоит в том, что предпринимательский класс по своим интересам ближе к классу наемного труда, чем к капиталократии. Второй социальный класс, который также имеет право на самостоятельное определе ...