SociologyZone
подробно о социологии

Влияние преподавания социологии на формирование личности
Страница 1

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Влияние преподавания социологии на формирование личности

Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах особое отношение в человеку. Другой – социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позиция основана на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.

Социология в том виде, как она представлена в системе научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она стала востребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием и возможностями своего развития. Социология становится необходимой, когда общество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормального функционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактные рассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытые научным исследованием.

Российская общественная мысль всегда чутко реагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиков социологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметом дискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не только пропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. В развитии и использовании социологии была заинтересована российская передовая интеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследовалась царскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью - как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».

Лишь к концу 80-х годов в процессе «перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественная социология получила возможности более или менее свободного развития. Следует признать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее.

Слово «социология» ассоциируется, в основном, с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших свое отношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах, где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главным образом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Но главной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно стать развитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальных явлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности. Подготовка исследования
Различные регионы России имеют свою специфику задействования социологического труда и, соответственно, свою специфику взаимоотношений на рынке труда. Данное исследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке труда социолог ...

Рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме
Проанализировав данные диагностики и выявив основные социально-психологические проблемы воспитанников детского дома, мы разработали следующие рекомендации для решения проблем социализации детей. 1. Необходимо разработать такую систему ра ...

Социальный статус.
Общество напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («размежеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенн ...