SociologyZone
подробно о социологии

Влияние преподавания социологии на формирование личности
Страница 1

Материалы и статьи » Формирование личности в процессе преподавания социологии » Влияние преподавания социологии на формирование личности

Задаваясь вопросом, в чем смысл преподавания социологии, ответить на него можно следующим образом. Первый подход базируется на общегуманистическом пафосе – изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает в студентах особое отношение в человеку. Другой – социология формирует гражданскую позицию молодого человека. Еще одна позиция основана на том, что в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов.

Социология в том виде, как она представлена в системе научного знания, насчитывает уже полтора столетия. Она стала востребованной в относительно цивилизованном обществе, озабоченном состоянием и возможностями своего развития. Социология становится необходимой, когда общество стремится осознать свое устройство, потребности, условия нормального функционирования, перспективы. И она предлагает социуму не только абстрактные рассуждения, но достоверное знание, опирающееся на надежные факты, добытые научным исследованием.

Российская общественная мысль всегда чутко реагировала на достижения науки. Уже с середины XIX в. работы классиков социологии Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера и др. были предметом дискуссий российской интеллигенции. Наши великие соотечественники Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин не только пропагандировали социологию, но и внесли вклад в социологическую теорию. В развитии и использовании социологии была заинтересована российская передовая интеллигенция, но не политическая власть России. Социология преследовалась царскими властями вместе с социалистическими теориями, а советской властью - как «буржуазная теория, противостоящая научному социализму».

Лишь к концу 80-х годов в процессе «перестройки» были сняты цензурные и административные препоны, и отечественная социология получила возможности более или менее свободного развития. Следует признать, что плацдармом нынешнего развития российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее.

Слово «социология» ассоциируется, в основном, с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах респондентов, высказавших свое отношение к тому или иному событию. Как следствие этого, социология в вузах, где она является непрофилирующей дисциплиной, была интерпретирована главным образом как курс, готовящий к сбору и анализу эмпирического материала. Но главной целью обучения социологии как непрофилирующей дисциплины должно стать развитие у студентов способности видеть и выявлять общие черты в социальных явлениях и процессах, предвидеть социальные последствия своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Биосоциальные аспекты развития общества и человека
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, ...

Методология анализа безработицы. Система показателей, характеризующих безработицу
Основные показатели безработицы: уровень общей безработицы, уровень зарегистрированной безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к числу занятых и безработных (в процент ...

Виды наблюдения
Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения, так пишет В.И. Добреньков [7]. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, ла ...