SociologyZone
подробно о социологии

Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах
Страница 1

Материалы и статьи » Проблемы экономической социализации молодёжи » Структура экономической социализации учащихся в обще образовательных школах

Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе – недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентироваться в условиях рыночной экономики – знать свои права и уметь ими пользоваться. Поэтому, на наш взгляд, в основу экономического образования в школе должен быть положен деятельностно – ориентированный подход, суть которого – в формировании у ученика не только знаний, но и умений применять их на практике.

В обучении, основанном на этом подходе, мы выделяем несколько этапов:

· информационный – просвещение учащихся в области теории экономики (усвоение понятийного аппарата, основных экономических законов, терминологии, исторических аспектов развития экономики);

· проектный – поиск, анализ, синтез и использование информации (формирование способности к конструктивному мышлению, и принятию решений и готовности брать на себя ответственность и инициативу);

· практический – применение знаний и умений (ребята разрабатывают бизнес-планы, организуют собственное дело в рамках программы «Школьная компания», играют в компьютерную игру «Моделирование экономики и менеджмента».

В процессе обучения мы стремимся использовать активные методы обучения – практикумы, экономические лаборатории, деловые игры, конкурсы.[10, c.182]

Актуальность экономического образования школьников можно резюмировать целям преподавания экономики в средних общеобразовательных учреждениях, определёнными Министерством науки и образования Российской Федерации следующим образом:

· формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;

· адаптация учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;

· выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства;

· приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни.

В начале 90-х в некоторых школах Ставрополя начинался эксперимент по организации экономического образования учащихся. Экспериментальными стали школа-лицей экономики №8, школа-лицей №14, школа-гимназия №25, лицей №5. Каждая школа шла своим путём, решая проблемы и определяя дальнейшие перспективы.

Наиболее интересен и успешен опыт лицея №8. Его педагогический коллектив стремится «вылепить» бизнес - ориентированную личность школьника. Учебно-воспитательный процесс приобрёл профессиональную направленность: профильные классы комплектуются с учётом постоянного мониторинга регионального рынка труда, а также социальных запросов школьников и их родителей. Основное внимание уделяется формированию конкурентоспособных выпускников, их адаптации к дальнейшему обучению в средних и высших учебных заведениях по экономическим специальностям.

Лицейская программа «Путь к успеху» позволяет использовать интеграцию учебного процесса, научно-исследовательской работы, элементов детского самоуправления, нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания. В учебном плане наряду с общеобразовательными предметами есть и специальные основы экономической теории, экономика, организация предприятия, маркетинг, менеджмент, основы предпринимательства, бухучёт и аудит, делопроизводство, защита прав потребителя, налоги и налогообложение, математические расчёты в экономике и др.

Начальной экономической подготовке учащихся помогает разработанная педагогами лицея и преподавателями экономических факультетов Ставропольского государственного университета и Ставропольского государственного аграрного университета бизнес-игра «Путь к успеху». Она способствует воспитанию лидерских и деловых качеств учащихся на практике.

В поликультурной среде лицея развитие коммуникативных способностей учащихся стало одной из главных задач. Для старшеклассников например, были предусмотрены факультативные занятия «Земля, на которой мы живём»,»Народах ближайшего окружения». Эти занятия расширяют знания учащихся о государствах, народах, их менталитете, опыте, культуре, традициях, способствуют освоению позитивной модели поведения в многонациональном обществе (разрешение конфликтных ситуаций нормативными способами; учёт позиций, желаний, потребностей людей разных этнических групп, контроль и управление собственным поведением), развивают умение учащихся принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек, а также коммуникативные способности (умение вести переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предложения, вопросы, претензии и пожелания; применять голосование при решении коллективных проблем).

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Анкетирование
Что бы как можно лучше и глубже изучить выбранною мною проблему, я решила провести анкетирование. Я постаралась составить анкету таким образом, что бы было наглядно видно, что конкретно волнует наше общество в плане такого явления, как не ...

Суммарный коэффициент рождаемости
Суммарный коэффициент рождаемости равен отношению суммы возрастных коэффициентов рождаемости по пятилетним возрастным группам на 1000. Суммарный коэффициент рождаемости характеризует процесс воспроизводства населения. Кс.р. = , где Кр ...

Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.
Одной из основ эволюции общества является научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Эти две сферы человеческой культуры начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда производство, нужды ...