SociologyZone
подробно о социологии

Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи
Страница 2

Материалы и статьи » Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета » Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета. Рынок труда и трудовая социализация современной студенческой молодежи

Необходимо признать, что в стране практически отсутствует единая система управления трудовой социализацией студенческой молодежи, а сам этот процесс протекает стихийно, приводя в социальном смысле к различным коллизиям и издержкам, наносящим огромный вред и отдельной личности, и обществу в целом.

Известно, что современная система управления, структура, финансово-экономические механизмы системы образования не в полной мере соответствуют новым экономическим условиям и требованиям со стороны потребителей образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим российскому государству необходима разработка новых программ и технологий, способствующих оптимизации трудовой социализации студенческой молодежи в современных условиях, так как смена менталитета и системы ценностных ориентаций привела в обществе к снижению значимости труда как одной из главных ценностей.

Отдельную большую и многоплановую проблему составляют особенности развития и управления процессом трудовой социализации в условиях конкретного российского региона. Специфический набор производственно-экономических, демографических, этноконфессиональных и других социально-значимых факторов, задающих в совокупности эксклюзивный характер развития молодого поколения, в том числе и ее трудовой социализации, требует научной разработки механизмов, форм и способов оптимизации такого сложного и противоречивого процесса, как трудовая социализация молодежи в каждом российском регионе.

В связи с тем, что в нашей стране система высшего образования переживает качественно новый этап в своем развитии, обусловленный в значительной степени его коммерциализацией и переходом к мировым стандартам, радикально изменяются основные тенденции и противоречия в развитии процесса трудовой социализации студентов. В свою очередь, подобное изменение феномена трудовой социализации требует радикального совершенствования и системы управления этим процессом, и разработки дополнительных факторов его оптимизации.

Одновременно существенно изменилось значение таких способов трудовой социализации, как довузовский рабочий стаж и служба в вооруженных силах страны. Таким образом, из преобладающих способов трудовой социализации, доминировавших в прежние времена, остались такие, как: производственная и учебная практика в своем вузе, и производственная практика за его пределами [15, c.26].

Вместе с тем, переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение роли стипендии в материальном обеспечении студентов, а также - распространение платных форм образования (к 2005 году свыше 50% студентов Российской Федерации обучалось на коммерческой основе) создали систему принципиально новых факторов трудовой социализации. Современные студенты значительно в большем масштабе вынуждены «подрабатывать», чтобы как-то «свести концы с концами».

Анализ ведущих тенденций развития процесса трудовой социализации современной студенческой молодежи приводит к выводу о том, что, во-первых, в связи с резким возрастанием имущественной стратификации появляется небольшая, но довольно устойчивая группа студентов, решающих свои материальные проблемы посредством иждивенческой «подпитки» своих родителей.

Во-вторых, несмотря на то, что студенты, как и в прежние времена, «хватаются» за любую работу, возрастающую роль в их трудовой социализации и материальном обеспечении играют сферы деятельности, обслуживающие инфраструктуру современного рынка (сетевой маркетинг, розничная торговля, коммерческие сделки, участие в рекламных акциях).

В-третьих, анализ проблем трудовой деятельности современной студенческой молодежи по стране в целом, проведенный на материалах нескольких исследований показывает, что возрастает значение процесса непосредственно трудовой социализации, т.е. увеличение значения «подработок» по осваиваемой в вузе специальности.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся школ, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности молодежи к профессиональному самоопределению.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Экспериментальные исследования воздействия культурно-досуговой деятельности на реабилитацию осужденных
Организация экспериментальной деятельности в пенитенциарном учреждении должна затрагивать все аспекты организации исправительной среды: организацию информации; организацию ситуации; формирование социально-педагогических факторов исправите ...

Приложения
Приложение 1 Программа социологического исследования Проблема исследования: Эффективное управление любой современной организацией невозможно без успешного регулирования отношений между ее сотрудниками. Конфликты не только возможны, но и ...

Предпосылки возникновения социологии
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности ...