SociologyZone
подробно о социологии

Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций.
Страница 2

Материалы и статьи » Концепция риска » Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций.

Третий этап — определение пропорций контроля — за­ключается в выборе одной из “типовых” мер, способст­вующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап — принятие регулирующего решения — определение нормативных актов (законов, постановле­ний, инструкций) и их положений, соответствующих реа­лизации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая про­цесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникаю­щую обстановку, характеризующуюся неопределенно­стью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуа­цией (ЧС).

ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д.

Статистика свидетельствует о том, что большая часть ЧС (свыше 70%) возникает в регионах с высокой концен­трацией предприятий угольной, нефтегазовой, химической промышленности. Достаточно сказать, что только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается око­ло 10 млрд.т условного топлива — масса, способная гореть, взрываться, сравнимая с арсеналом ядерного оружия, на­копленного в мире за всю историю его существования.

Основными направлениями государственного регулирования

в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методи­ческое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнитель­ной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Россий­ской системы по предупреждению чрезвычайных ситуа­ций (PC ЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием не­обходимой законодательной правовой базы[5].

Экономическое регулирование обеспечивается нали­чием и совершенствованием действующего экономиче­ского механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.

К ним относятся бюджетные и внебюджетные источни­ки, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхова­ния.

Нормативно-методическое регулирование обеспечива­ет создание необходимой и достаточной нормативно-тех­нической и нормативно-методической базы, составляю­щей единую информационную и методическую основу ре­шения задач.

Основными задачами регулирования

по регулирования снижению рисков и смягчению последст­вий ЧС являются:

регулирование прогнозирования ЧС; регулирование профилактики возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации действий в ЧС и деятель­ности по их смягчению;

регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба; регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

Как же выполняются поставленные задачи?

В течение последних пяти лет в стране достаточно ин­тенсивно идет процесс формирования законодательной базы в области обеспечения безопасности, защиты населе­ния и территорий от ЧС природного и техногенного харак­тера.

В стадии становления находится нормотворческая дея­тельность субъектов РФ. Началом формирования регио­нальных механизмов регулирования отношений в этой об­ласти послужили Федеральные законы “О защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О государственном мате­риальном резерве”, а также ряд нормативных актов Прави­тельства РФ, в частности “Положение о единой государст­венной системе предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций”.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Связь социологии труда с науками о труде
Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин. Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду ...

Основные положения региональной политики в социальной сфере
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Ро ...

Движение кадров на предприятии
Важнейшей характеристикой состояния персонала предприятия является его динамика: работники поступают на работу, увольняются, уходят в отпуск, на учебу, на пенсию, в армию. При планировании дополнительной потребности в работниках обязател ...