Современная гендерная политика поддерживает женщин – предпринимателей.Страница 2
В России в связи с перестройкой в экономике количество женщин, чья деятельность связана с управлением и принятием решений, сократилось. В начале 90-х гг. удельный вес женщин — руководителей предприятий и организаций не превышал в целом по отраслям 6—9 % [2]. Сейчас почти половина женщин занята в сфере розничной торговли и общественного питания, но даже в них женщины занимают лишь 25 % руководящих должностей [1].
Крах прежних перспектив в плане трудоустройства, заработной платы и профессиональной карьеры на государственных предприятиях особенно остро отразился на женщинах.
В России активизация женщин в области предпринимательства в последние годы в значительной мере обусловлена растущей безработицей, которая, по мнению специалистов, имеет "женское лицо". Именно она подтолкнула в первую очередь процесс самозанятости (челночный бизнес). Поездки в соседние страны за товарами, которые в дефиците на месте, позволяют заработать около 500—3000 дол. США, в то время как среднегодовой доход одного человека в стране проживания составляет менее 1000 дол. США [1]. Чаще всего эти деньги остаются в семейном бюджете и сберегаются на "черный день", часть из них может быть использована на расширение бизнеса или же на создание собственного дела.
Согласно общемировой тенденции, за малым бизнесом будущее в обеспечении занятости женщин. Сегодня 5 млн американских женщин заняты малым или домашним бизнесом . По данным социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Centre of Independent Private Enterprise (CIPE), где было опрошено 227 человек (1/4 — женщины) из 21 города России [3], к группе отраслей, где количество занятых женщин-предпринимателей колеблется от 39 до 56 %, принадлежит розничная торговля, общепит, культура, здравоохранение, наука. В группе таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, финансовая сфера, женщины-предприниматели составляют от 13 до 20 %.
Это объясняется тем, что они не имеют соответствующего специального образования и им труднее найти заемный капитал, так как данные отрасли требуют большого объема первоначального капитала.
В мире наблюдается тенденция к росту мелких предприятий с небольшим числом наемных работников и невысокими доходами, возглавляемых женщинами, поскольку женщин интересует не сам размер дохода, а его стабильность и легитимность. Это характерно и для российского предпринимательства.
Изучая уровень участия женщин в малом предпринимательстве, важно знать, как сами женщины относятся к тому, чем они занимаются. По данным исследования, это отношение носит нейтральный характер (49 % женщин). Этот факт заслуживает внимания, поскольку ставит под сомнение общепринятое мнение об "осадном положении" женского бизнеса, об отрицательном отношении к нему со стороны общества и государственных структур, поскольку якобы сама идея экономической самостоятельности женщины противоречит ценностям российского общества. Однако в вопросе о качественном уровне взаимодействия с органами власти только каждая десятая женщина оценила его как деловое сотрудничество. Это объясняется тем, что женские предприятия работают в тех сферах бизнеса, к которым государство проявляет небольшой интерес. Отсюда и достаточно устойчивое мнение о невмешательстве органов власти в деятельность предприятий (47 % женщин). То обстоятельство, что мужчины занимают ключевые позиции в крупных предпринимательских структурах в стратегически важных отраслях экономики, влияет на формирование отношения органов власти к предпринимательству и в свою очередь создает им очевидное преимущество при принятии экономических решений на правительственном уровне.
Другое по теме:
Социальные изменения и религия. Концептуально-методологическая схема
анализа
В предыдущем параграфе мы рассмотрели концепцию М. Вебера, представляющую наиболее разработанную теоретическую схему влияния религии на социальные изменения. Концепция М. Вебера опирается на некоторые предпосылки, которые должны получить ...
Анализ анкетирования, среди семей имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья находящихся на обслуживании в специализированном
отделении социально – медицинского обслуживания семей, имеющих
В результате анкетирования пришли к следующим выводам.
1. Из каких источников Вы узнали о специализированном отделении:
· От родственников – 20%;
· От знакомых - 30%;
· От медицинских работников - 30%;
· От социальных работников - 20 ...
Интерпретация спроса на товары в сети
спрос на товары в сети
Доступность товара в регионе субъекта спроса
Стоимость товара
Альтернативные способы приобретения товара
Мода на покупки в сети
О тенденции влияния этих факторов см. пункты 1.6. и 1.7. ...