SociologyZone
подробно о социологии

Банк технологий
Страница 2

Мотивирующая беседа – это директивный ориентированный на клиента подход к изменению поведения, когда клиенту оказывается помощь в выявлении и разрешении амбивалентности. В отличие от недирективного подхода беседа направлена на более конкретные цели и задачи. В центре внимания – задача выявить и разрешить амбивалентность, и консультант-психолог настойчиво и директивно движется к этой цели.

Мотивацию к изменению вырабатывает сам клиент, ее нельзя привнести извне.

Озвучить и разрешить свою амбивалентность должен клиент, а не консультант. Прямые уговоры не помогут разрешить амбивалентность.

Стиль консультанта спокойный, но целенаправленный.

Консультант работает в директивном стиле, помогая клиенту выявлять и разрешать амбивалентность.

Готовность меняться – не укрепившаяся черта характера клиента, а неустойчивое состояние, укрепляемое в процессе межличностного взаимодействия (консультант должен быть крайне внимательным и отзывчивым ко всякого рода признакам мотивированности клиента). Отношения консультанта и клиента – это больше отношения партнерства и товарищества, а не ролей «эксперт-потребитель» (психолог уважает автономность и свободу клиента в выборе своего собственного поведения и его последствий).

Следует:

- Ослабить привлекательность вещества, вызывающего зависимость;

- Подчеркивать личную ответственность;

- Поддерживать поиск альтернатив в поведении;

- Пояснить цели;

- Демонстрировать эмпатию;

- Предоставлять обратную связь;

- Давать советы.

Не следует:

- Осуждать поведение клиента;

- Обвинять клиента;

- Давать некорректную оценку тому, что значит для клиента вещество,

вызывающее зависимость;

- Быть чрезмерно директивным.

5. Создание ситуации самоконтрольного плана

Здесь клиенту предоставляется возможность продемонстрировать изменения в своем поведении. Так, например, при работе с наркозависимым человеком, по прошествии нескольких сеансов консультирования психолога, клиент сам может предложить консультанту провести совместную беседу с его ближайшими родственниками. Факт предложения клиента уже сам по себе свидетельствует об успешности внедрения технологии, так как уже начинают появляться первые сдвиги. А если клиент еще и сам сможет привести их к консультанту, то это можно считать явным успехом на начальном этапе.

6. Подведение итогов внедрения

Необходимо выяснить: что было хорошо, а что нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального работника исследуется в деталях.

Хороший план терапии необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирование и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.

Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.

Чем больше ответственности будет брать на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет увеличить его мотивацию.

2. Социально-психологическая реабилитация

1) Общая характеристика технологии

Цели технологии:

§ преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения;

§ восстановление защитных сил организма;

§ формирование уверенности и мотивации в преодолении трудностей;

§ восстановление социального статуса личности;

§ обеспечение социальной адаптации в обществе

Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет

Субъект технологии: психолог, социальный работник

Принципы реализации социальной технологии:

- этапность;

- дифференциированность;

- комплексность;

- приемственность;

- последовательность;

- принцип опоры на собственные силы;

- компетентность специалиста, оказывающего помощь;

- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании

помощи);

- конфиденциальность;

- толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и

терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.

Инструментарий технологии:

слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.

Условия внедрения технологии:

- индивидуальный подход;

- последовательность;

- заинтересованность;

- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;

- помещение;

- финансовые средства и т.д.

Апробация технологии:

данная технология социально-психологической реабилитации

используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.

Что же касается результатов работы, то:

А) За период с ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс реабилитации прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Демографическое прогнозирование России и Курской области. Демографическая ситуация в Российской Федерации
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители. Сокращение числа россиян в 2008 г. (на ...

Постановка задачи.
Как известно, последствия экономических кризисов отрицательно сказываются на населении страны. Экономические кризисы имеют не только экономические последствия, которые выражаются в снижении уровня производства, падении уровня жизни, росте ...

Социальные группы и социальные организации
Вопросы для изучения: Социальные группы и их разновидности. Социальные организации и управление. ...