SociologyZone
подробно о социологии

Банк технологий
Страница 2

Мотивирующая беседа – это директивный ориентированный на клиента подход к изменению поведения, когда клиенту оказывается помощь в выявлении и разрешении амбивалентности. В отличие от недирективного подхода беседа направлена на более конкретные цели и задачи. В центре внимания – задача выявить и разрешить амбивалентность, и консультант-психолог настойчиво и директивно движется к этой цели.

Мотивацию к изменению вырабатывает сам клиент, ее нельзя привнести извне.

Озвучить и разрешить свою амбивалентность должен клиент, а не консультант. Прямые уговоры не помогут разрешить амбивалентность.

Стиль консультанта спокойный, но целенаправленный.

Консультант работает в директивном стиле, помогая клиенту выявлять и разрешать амбивалентность.

Готовность меняться – не укрепившаяся черта характера клиента, а неустойчивое состояние, укрепляемое в процессе межличностного взаимодействия (консультант должен быть крайне внимательным и отзывчивым ко всякого рода признакам мотивированности клиента). Отношения консультанта и клиента – это больше отношения партнерства и товарищества, а не ролей «эксперт-потребитель» (психолог уважает автономность и свободу клиента в выборе своего собственного поведения и его последствий).

Следует:

- Ослабить привлекательность вещества, вызывающего зависимость;

- Подчеркивать личную ответственность;

- Поддерживать поиск альтернатив в поведении;

- Пояснить цели;

- Демонстрировать эмпатию;

- Предоставлять обратную связь;

- Давать советы.

Не следует:

- Осуждать поведение клиента;

- Обвинять клиента;

- Давать некорректную оценку тому, что значит для клиента вещество,

вызывающее зависимость;

- Быть чрезмерно директивным.

5. Создание ситуации самоконтрольного плана

Здесь клиенту предоставляется возможность продемонстрировать изменения в своем поведении. Так, например, при работе с наркозависимым человеком, по прошествии нескольких сеансов консультирования психолога, клиент сам может предложить консультанту провести совместную беседу с его ближайшими родственниками. Факт предложения клиента уже сам по себе свидетельствует об успешности внедрения технологии, так как уже начинают появляться первые сдвиги. А если клиент еще и сам сможет привести их к консультанту, то это можно считать явным успехом на начальном этапе.

6. Подведение итогов внедрения

Необходимо выяснить: что было хорошо, а что нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального работника исследуется в деталях.

Хороший план терапии необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирование и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.

Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.

Чем больше ответственности будет брать на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет увеличить его мотивацию.

2. Социально-психологическая реабилитация

1) Общая характеристика технологии

Цели технологии:

§ преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения;

§ восстановление защитных сил организма;

§ формирование уверенности и мотивации в преодолении трудностей;

§ восстановление социального статуса личности;

§ обеспечение социальной адаптации в обществе

Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет

Субъект технологии: психолог, социальный работник

Принципы реализации социальной технологии:

- этапность;

- дифференциированность;

- комплексность;

- приемственность;

- последовательность;

- принцип опоры на собственные силы;

- компетентность специалиста, оказывающего помощь;

- принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании

помощи);

- конфиденциальность;

- толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и

терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.

Инструментарий технологии:

слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.

Условия внедрения технологии:

- индивидуальный подход;

- последовательность;

- заинтересованность;

- непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;

- помещение;

- финансовые средства и т.д.

Апробация технологии:

данная технология социально-психологической реабилитации

используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.

Что же касается результатов работы, то:

А) За период с ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс реабилитации прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Управление персоналом в организации
Управление персоналом является сложной и многоплановой работой. Персонал организации – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, наличие которых отличает их от вещественных факторов производства. Управление персоналом орган ...

Социальная реабилитация инвалидов. Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитации инвалидов
Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально ...

Коммуникативные критерии.
Конфликтное взаимодействие включает обмен информацией и информационное воздействие, т.е. коммуникативный аспект. Причем, коммуникация участников конфликтного взаимодействия осуществляется по-разному. Т. Круликовский выделяет пять основных ...