SociologyZone
подробно о социологии

Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста
Страница 3

Материалы и статьи » Социологический подход к изучению юношества » Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста

Американский этнограф Маргарет Мид

(1901–1978), изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства (1928) и на Новой Гвинее (1930), нашла, что переход к зрелости не сопровождался в этих обществах кризисом или драмой. В неспешном ритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь легко и постепенно. Связывая характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и типом семейной организации, она различает в истории человечества три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие и обучают детей и сами учатся у них. Постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое учится главным образом на опыте прежних поколений, ориентируясь на традицию и ее живых носителей – стариков. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется на современников, равных по возрасту / опыту. Префигуративная культура ориентируется на будущее. Старшие больше прислушиваются к мнению молодежи [7].

Концепция Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток от родителей к детям и встречную тенденцию: молодежная интерпретация современной социальной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Существенное различие в структуре семьи, положении подростков и характере их взаимоотношений со старшими имеется и между народами нашей многонациональной страны [2].

Таким образом, можно сказать: чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Социологическое понимание культуры
Вопросы для изучения: Культура и ее функции. Базисные элементы культуры. Многообразие культур. Культура и ее функции. Базисные элементы культуры Культура рассматривается в социологии как сложное образование, имеющее социальную природу ...

Типы стратификационных систем
В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Физико-генетическая - в ее основе лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим приз ...

Этапы технологии социального патронажа
Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М.: • Постановка социального диагноза - выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной ...