Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возрастаСтраница 1
Ученые пытались найти место для юности в системе возрастов жизненного цикла человека. Некоторые из них считали, что все, чему обязан человек в своей жизни, он достигает в юности. В последующие периоды жизни происходит не развитие человека, а лишь накопление знаний и приобретение жизненного опыта, что не приводит к изменениям во внутренних механизмах развития [2].
По данным сравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенные исторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается от предыдущего высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. Многие ученые считают, что главной причиной акселерации являются социально-экономические условия развития общества. Ее порождает высокий уровень материального обеспечения людей.
Биологическая и социальная детерминация человека проявляется не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическом уровне, но и на психофизиологическом, интеллектуальном и личностном. Происходит ускорение темпа умственного развития и практической активности во взаимосвязи с информационными воздействиями, что зависит от развития общества. Личность формируется как представитель определенной социальной среды, исторической эпохи.
Юность отличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. При этом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативные эмоции, вызванные неопределённостью развития цивилизационных концепций и цивилизационных отношений, которые проявляется сегодня через обсуждаемые «столкновения» [10, с. 491].
Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия / оставления социальных ролей, эта связь может быть прямой и опосредованной (временем для получения образования, без которого не занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Взаимоотношения возрастных слоев / групп связаны с определенными социально-экономическими процессами. С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение / перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы – разделением труда, наличием рабочих мест и социальных функций и реализуется с помощью социальных механизмов. С другой стороны, встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе умения принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению).
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости – общественного положения, социального статуса. Но в разных обществах это происходит по-разному, и социальное взросление не совпадает с физическим [5].
Другое по теме:
Германский федеральный молодёжный круг (DBJR)
представляет собой рабочее объединение федеральных молодёжных союзов и земельных молодёжных кругов. В настоящее время в него входит 22 молодёжных союза, все 16 земельных молодёжных кругов, а также 5 ассоциированных союзов с консультативно ...
Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в
профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни:
совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболе ...
Экологические организации
Проблема экологии является основной глобальной проблемой современности. В Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (С ...