SociologyZone
подробно о социологии

Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста
Страница 2

Материалы и статьи » Социологический подход к изучению юношества » Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста

Юность – переломный момент, то особое сочетание внутренних и внешних процессов развития и обусловливают и динамику психологического становления человека как индивида и личности. Предполается 2 процесса: натуральный ряд (биологическое созревание) и социальный ряд (становление как личности). Социализация – это те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, поведению в коллективе. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по временным рамкам не совпадают.

Социально-психологический ряд.

Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Укрепляется независимость от привычных авторитетов, перемещение центра его общения и компании сверстников, возрастает значимость мнений и оценок других людей, приводящая к сдвигам, обусловленным как культурным, так и социальными факторами. Изменение образа жизни приводит к переосмыслению Я-концепции при интенсивном процессе социализации. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами. В детстве роли определяли взрослые, с наступлением юности ― задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения [4].

Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности.

В теории психосоциального развития Эриксон обосновал идеи стадий развития личности. Юность, по Эриксону, отличается внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Как писал Э. Эриксон, переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развивает личность в высшей степени. Идентификация в юности отличается от первичной идентификации ребёнка с матерью и отцом. В юности вторичная идентификация происходит через рефлексию и эмоции. Идентификация обеспечивает субъекту присвоение свойств и качеств реального человека. Позволяет преобразовывать себя по образцу, эталону, когда юношеская сензитивность к социальным образцам позволяет в высшей степени достигать самоотождествления с образцом. Согласно Э. Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности, соответствия между представлениями человека о себе и тем, как его воспринимает окружение. Утверждение Эриксона о связи самовоспитания с социальной реальностью имеет большое значение. Если молодой человек не принят отдельным лицом, это мешает в утверждении собственного Я. Идентификация в контексте социального пространства личности в юности показательна. Сейчас молодой человек ищет, какую идентичность выбрать для себя. Как отмечал Эриксон, в этом периоде происходит либо Я-идентичность либо при неблагоприятном исходе – смешение ролей [9, с. 256].

Учёные пришли к выводу о зависимости особенностей юноши от социальных условий. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет ни одного сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов.

К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт(1881–1948), сравнивающего всех детей в разных обществах – во многих культурах нет резкого контраста между взрослыми и ребёнком. Дети имеют свои обязанности, включены в труд взрослых, несут ответственность. С возрастом это всё увеличивается постепенно. Ребёнок постепенно учится, и плавно переходит во взрослую жизнь. В обществах с высоким промышленным развитием – период перехода от детства к взрослости протекает иначе, складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребёнок усваивает то, что ему пригодится как взрослому. Возникают сложности.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Социальные потребности
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непрост ...

Экспертные оценки
Несмотря на все большую роль математических методов при решении экономических задач, нельзя считать, что формальные методы современной математики окажутся универсальным средством решения всех проблем, возникающих в сферах деятельности общ ...

Многодетная семья: проблемы и перспективы. Понятие многодетной семьи, категории многодетных семей
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количест ...