SociologyZone
подробно о социологии

Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества
Страница 1

Материалы и статьи » Социально-психологические вопросы культурной социализации » Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества

Мир многоцветен и разнообразен. Культурное многообразие - характерная черта человеческого общества, а также стимулятор цивилизации и прогресса. Следует уважать историю, культуру, социальный строй и модель развития каждой страны и признать многообразие мира. Неодинаковые культурные традиции и общественное устройство разных стран должны сохраняться, народы разных стран в процессе конкуренции и сравнения могут перенимать друг у друга полезное. Культурное многообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных “идентичностей", а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.

По нашему мнению, история человечества имеет будущее только в условиях диалога между культурами.

На наш взгляд, реальное содержание мультикультурализма заключается в осуществление диалога культур, возможности которого открываются при ориентации на принцип толерантности и позволяют надеяться на разрешение определенных аспектов планетарного кризиса уже сегодня. Мультикультурализм есть, по сути дела, теория и практика такого диалога, направленная на поиск путей его интенсификации.

Каким образом государства могут расширить возможности для проявления культурного многообразия? Первостепенное значение имеют демократия, справедливое развитие и согласованность деятельности государственных органов. Но, кроме этого, необходимо также проводить политику мультикультурализма, включающую недвусмысленное признание культурных различий. На наш взгляд, политика мультикультурализма не только желательна, но также реально осуществима и необходима. Ведь индивиды имеют разные и взаимно дополняющие друг друга идентичности, и культуры не являются чем-то статичным и непрерывно эволюционируют, следовательно, признание культурных различий может способствовать достижению равноправия.

Несмотря на то, что проведение политики мультикультурализма должно носить комплексный характер и учитывать баланс между признанием культур, с одной стороны, и обеспечением единства государства, с другой, успешное решение этой проблемы все же возможно. Многие государства смогли учесть интересы различных групп и расширили их культурные свободы без ущерба для своего единства и территориальной целостности (например, Малайзия и Швейцария, конституционно признают множественную идентичность; Индия и Испания провозглашают единую национальную самобытность, но признают плюралистический характер их многоликих обществ - к примеру, наличие различных лингвистических групп). Политические меры, направленные на уменьшение исключённости и снижение риска политических конфликтов на почве самобытности культуры, во многих случаях предотвращали или помогали урегулировать острые столкновения. Политика мультикультурализма также укрепляла потенциал государств и содействовала социальной гармонии, поощряя многообразные и взаимодополняющие виды самобытности культур. Целью политики мультикультурализма является не хранение традиций, а защита культурной свободы и расширение свободы выбора - образа их жизни и самосознания, - таким образом, чтобы людям не пришлось пострадать из-за сделанного выбора.

В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне, проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. По всем этим проблемам он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма.

Стратегия мультикультурализма в условиях глобализации должна опираться на четыре принципа:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Молодежь в системе общего образования.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития края. По сравнению с 2001 годом ситуация в системе общего образования измени­лась следующим образом: По данным Министерства образова ...

Рабочий план социологического исследования
Рабочий план исследования - органическая часть программы. В плане должны отражаться этапы осуществления СИ. В этой связи научно-исследовательские и организационно-технические моменты могут быть сгруппированы в плане в отдельные блоки: 1. ...

Суммарный коэффициент рождаемости
Суммарный коэффициент рождаемости равен отношению суммы возрастных коэффициентов рождаемости по пятилетним возрастным группам на 1000. Суммарный коэффициент рождаемости характеризует процесс воспроизводства населения. Кс.р. = , где Кр ...