Сущность культуры конфликтного взаимодействия. Понятия конфликта и культурыСтраница 1
В современной литературе понятие конфликт по-разному представлено исследователями.
В теории конфликта принято рассматривать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба (Л. Козер), как психическое напряжение и антагонистическую враждебность (В. Оберт, К. Финк), как достижение своих целей за счет подавления противоположных им (П. Коэн, П.Е. Кандель). Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов (Д. Бернард), соперничества (Р. Дарендорф).
В конфликте принято выделять, чаще всего, двух участников, действия которых оказываются взаимоисключающими (Р. Ман, Р. Снайдер). С учетом этих характеристик конфликта В.И. Курбатовым дано следующее определение. «Конфликт– это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому (или один за счет другого)».
Исходя из рассмотренных определений конфликта, конфликтное взаимодействие определяем как взаимодействие конфликтующих субъектов (сторон). Понятия «конфликт» и «конфликтное взаимодействие», по сути, тождественны.
Ставя вопрос о культуре конфликтного взаимодействия
, мы допускаем возможность и необходимость воздействия на социальный конфликт, его «окультуривания». Этот вопрос включает, в свою очередь, два подвопроса – 1) на что воздействовать и 2) чем и как воздействовать?
Конфликтное взаимодействие, как и любой другой социальный процесс, имеет ряд переменных признаков, которые претерпевают или спонтанные (латентные), или целенаправленные изменения.
Эти переменные относятся как к структуре конфликтного взаимодействия (структурные переменные), так и к его изменению во времени (динамические переменные), к его роли, функциям в социуме (функциональные переменные) или к его факторам (факторные переменные).
Таким образом, воздействовать на конфликтное взаимодействие возможно через его структуру. Рассмотрим вопрос о том, чем и как воздействовать. Одним из факторов (источников) такого воздействия выступает культура.
Для того чтобы определиться с понятием культуры как фактора регулирования конфликтов, необходимо предварительно пояснить, какое значение вкладываем в термин «культура». Такое пояснение целесообразно из-за чрезвычайной многозначности данного термина.
«Культура» – это «деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального опыта, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты». Заметим при этом, что культура не является особой разновидностью человеческой деятельности. Это, скорее, метадеятельность, суть которой выражается в закреплении, воспроизводстве, передаче форм человеческой деятельности и ее результатов.
Характерная особенность этого способа – в генерализации (обобщении) единичных проявлений человеческой деятельности и ее результатов, в утверждении и сохранении их общезначимости, т.е. социальной значимости. Благодаря генерализирующей функции культура упорядочивает социальный хаос, формирует человекосообразный порядок во внешнем и внутреннем мирах.
Таким образом, культуру можно определить как способ закрепления и воспроизводства человеческой деятельности посредством генерализации ее форм и результатов.
Исходя из данного определения культуры, логичным будет утверждение о том, что культура конфликтного взаимодействия
– это способ закрепления и воспроизводства определенных форм конфликтного взаимодействия посредством их генерализации.
Возникает правомерный вопрос о том, что такое генерализация? Каким образом она осуществляется и в каких результатах закрепляется?
Во-первых, генерализация означает закрепление отдельных форм (проявлений) конфликтного взаимодействия в виде определенного эталона.
Другое по теме:
Исторический подход в изучении теории среднего класса
Вопрос о роли среднего класса в обществе и государстве историки и философы, юристы и экономисты, общественные деятели и политики обсуждают не одну сотню лет. Ведь речь идет о механизмах достижения политической стабильности в обществе, об ...
Феноменология личности осужденного
В момент прибытия осужденного в ИУ сотрудникам различных служб (воспитательных, оперативных и психологических) необходимо составить подробный портрет личности каждого.
Для изучения личности осужденного в первую очередь, требуется следующ ...
Анализ опыта реализации основ государственной молодежной
политики в Алтайском крае. Анализ
безработицы среди молодежи в Алтайском крае
Нынешний 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы [16, с.4].
Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не ...