SociologyZone
подробно о социологии

Национальное законодательство Республики Беларусь по защите прав ребенка
Страница 1

Материалы и статьи » Основы социальной защиты детства » Национальное законодательство Республики Беларусь по защите прав ребенка

За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Совершенствуется нормотворческая деятельность по приведению нормативных правовых актов в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215). Впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995 - 2000 годы, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. N 150 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 11, ст. 247), что обеспечило принятие более 27 нормативных правовых актов в поддержку детства и его защиту.[2, 2]

В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги. Принимаются меры по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних в системе общих судов.

Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.

Был принят и реализовался Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 - 2004 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. N 366 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/435), что обеспечило формирование системы образования в области прав человека, прав ребенка. В информационно-просветительскую деятельность по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены средства массовой информации, учреждения культуры, социальной защиты и другие.

Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы "Дети Беларуси" на 2001 -2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 281 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 51,1/2686), и ее целевое финансирование. Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, социальному обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы несколько стабилизирован уровень первичной заболеваемости детей, снизилась смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 83 центра социального обслуживания населения, в системе образования - 81 детский социальный приют и 24 социально-педагогических центра, которые оказывают комплексную социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь семье и детям, прежде всего оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Приоритетным направлением деятельности государственных органов является создание условий для деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 3, ст. 57), в которых закреплен приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей и определены действия по упрочению ее института. Предпринятые государством усилия позволили сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие маленьким гражданам республики равный доступ к системе дошкольного воспитания, возможность получения полноценного и качественного образования, бесплатного медицинского обслуживания и оздоровления, защиту в экстремальной ситуации.[2,3-4]

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Государство в социокультурной структуре России
При исторически сложившемся положении именно самодер­жавие выступало как носитель наиболее универсального принци­па, объединяющего столь разноликий конгломерат социальных и культурных структур, к тому же большей частью ограниченный в свои ...

Многодетная семья: экономические аспекты
С экономической точки зрения многодетная семья - это такая ячейка, где предельная экономическая полезность каждого нового ребенка ниже предельных затрат на него. Иначе говоря, рождение еще одного ребенка ухудшает материальное положение се ...

Причины возникновения и методы управления конфликтами
Определения понятия характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагно ...