SociologyZone
подробно о социологии

Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков
Страница 1

Материалы и статьи » Западноевропейская культура нового и новейшего времени » Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков

Конец XIX и начало XX в. особенно важны в истории европейской и североамериканской литературы и искусства. Художественная жизнь в эти годы отмечена интенсивностью и сложностью творческих исканий, появлением целого ряда новых течений и школ. В литературе, изобразительном искусстве происходит переоценка традиций, утверждаются новые эстетические принципы. Их развитие определяется сложными взаимоотношениями реалистического искусства и многообразных антиреалистических течений и школ, объединяемых под названием декаданса (от французского упадок).

Самым значительным явлением декаданса в литературе была символическая школа. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение принципы, общие всем антиреалистическим школам конца XIX в. Символизм сформировался во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявляли себя певцами «заката, упадка, гибели», художниками безнадежности и разочарования. Они сосредоточились на художественном выражении посредством символа - многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа вещей и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты отказались от познания и изображения реального мира, который называли «театром теней». Внешний образ мира, «видимость» они противопоставляли внутренней «сущности» и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности. Познание представляет, по их мнению, акт мистического озарения художника-творца.

Славой французского символизма стал поэт Стефан Малларме . Однако, высший художественный взлет этого течения осуществился в творчестве Поля Верлена и Артюра Рембо . Лирика Верлена воспринимается как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии. Творческий путь Артюра Рембо продолжался всего около десятилетия. Он пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом «Цветном сонете» искал цветовые эквиваленты гласных: А - черный, Е - белый, И -красный, У - зеленый. В лучших своих стихах Рембо добился оригинальности и лирической насыщенности - «Пьяный корабль», «Руки Жанны-Марии».

Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Немецкий символизм выдвинул несколько значительных художников. Один из величайших лириков Германии Райнер Мария Рильке. В его лучшей книге «Часослов» символистская недоговоренность не раз сменяется гениальным прозрением близящейся мировой катастрофы.

В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где самым значительным представителем этого направления был Оскар Уайльд . Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик.

Символизм в музыке также раньше всего заявил о себе во Франции и распространился в другие страны. Музыканты-символисты в своем творчестве обратились к неразработанным богатствам музыкального фольклора Испании, Дальнего Востока, скандинавских народов. Они освежают музыку оригинальной ритмикой, необычной тембровой окраской.

Первым символизм проявился в фортепьянных миниатюрах и романсах Дебюси (182б-1918), относящихся к началу 90-х годов. Его прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» стала манифестом музыкального символизма. Это произведение построено на прихотливых ассоциациях, отличается яркой экзотической красочностью. Премьера единственной оперы Дебюси «Пеллеас и Мелисанда» знаменовала расцвет символической музыки.

Поиски Дебюси были продолжены Морисом Равелем . Его отличала приверженность к фольклору и большая близость к классическим традициям. Известна его опера-буфф «Испанский час» и хореографическая поэма «Вальсы». Одной из вершин его творчества явился балет «Дафнис и Хлоя».

Хотя символизм продолжал развиваться в ряде стран вплоть до первой мировой войны, художественная его исчерпанность выявилась гораздо раньше. Многие крупнейшие представители этого направления переросли рамки символизма, а новых равных им по значению символизм уже не способен был выдвинуть.

Ни одна из декадентских школ не сыграла на рубеже веков такой роли, какая принадлежит натурализму. Сложившаяся, во Франции к началу 70-х годов натуралистическая школа на протяжении нескольких десятилетий оставалась одним из центральных явлений в художественной жизни Европы и Северной Америки.

Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей ввести в литературу методы строго научного исследования действительности основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натуралисты исходили из представления о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность и структура социально-трудовых отношений
Социально-трудовые отношения– это объективно существующее взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения характеризуют эконом ...

Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей. Актуальность исследовани ...

Ролевое поведение.
.В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в инт ...