Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже вековСтраница 1
Конец XIX и начало XX в. особенно важны в истории европейской и североамериканской литературы и искусства. Художественная жизнь в эти годы отмечена интенсивностью и сложностью творческих исканий, появлением целого ряда новых течений и школ. В литературе, изобразительном искусстве происходит переоценка традиций, утверждаются новые эстетические принципы. Их развитие определяется сложными взаимоотношениями реалистического искусства и многообразных антиреалистических течений и школ, объединяемых под названием декаданса (от французского упадок).
Самым значительным явлением декаданса в литературе была символическая школа. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение принципы, общие всем антиреалистическим школам конца XIX в. Символизм сформировался во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявляли себя певцами «заката, упадка, гибели», художниками безнадежности и разочарования. Они сосредоточились на художественном выражении посредством символа - многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа вещей и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты отказались от познания и изображения реального мира, который называли «театром теней». Внешний образ мира, «видимость» они противопоставляли внутренней «сущности» и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности. Познание представляет, по их мнению, акт мистического озарения художника-творца.
Славой французского символизма стал поэт Стефан Малларме . Однако, высший художественный взлет этого течения осуществился в творчестве Поля Верлена и Артюра Рембо . Лирика Верлена воспринимается как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии. Творческий путь Артюра Рембо продолжался всего около десятилетия. Он пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом «Цветном сонете» искал цветовые эквиваленты гласных: А - черный, Е - белый, И -красный, У - зеленый. В лучших своих стихах Рембо добился оригинальности и лирической насыщенности - «Пьяный корабль», «Руки Жанны-Марии».
Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Немецкий символизм выдвинул несколько значительных художников. Один из величайших лириков Германии Райнер Мария Рильке. В его лучшей книге «Часослов» символистская недоговоренность не раз сменяется гениальным прозрением близящейся мировой катастрофы.
В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где самым значительным представителем этого направления был Оскар Уайльд . Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик.
Символизм в музыке также раньше всего заявил о себе во Франции и распространился в другие страны. Музыканты-символисты в своем творчестве обратились к неразработанным богатствам музыкального фольклора Испании, Дальнего Востока, скандинавских народов. Они освежают музыку оригинальной ритмикой, необычной тембровой окраской.
Первым символизм проявился в фортепьянных миниатюрах и романсах Дебюси (182б-1918), относящихся к началу 90-х годов. Его прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» стала манифестом музыкального символизма. Это произведение построено на прихотливых ассоциациях, отличается яркой экзотической красочностью. Премьера единственной оперы Дебюси «Пеллеас и Мелисанда» знаменовала расцвет символической музыки.
Поиски Дебюси были продолжены Морисом Равелем . Его отличала приверженность к фольклору и большая близость к классическим традициям. Известна его опера-буфф «Испанский час» и хореографическая поэма «Вальсы». Одной из вершин его творчества явился балет «Дафнис и Хлоя».
Хотя символизм продолжал развиваться в ряде стран вплоть до первой мировой войны, художественная его исчерпанность выявилась гораздо раньше. Многие крупнейшие представители этого направления переросли рамки символизма, а новых равных им по значению символизм уже не способен был выдвинуть.
Ни одна из декадентских школ не сыграла на рубеже веков такой роли, какая принадлежит натурализму. Сложившаяся, во Франции к началу 70-х годов натуралистическая школа на протяжении нескольких десятилетий оставалась одним из центральных явлений в художественной жизни Европы и Северной Америки.
Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей ввести в литературу методы строго научного исследования действительности основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натуралисты исходили из представления о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.
Другое по теме:
Женские общественные организации в Алтайском крае. История создания и
развития женских общественных организаций в Алтайском крае.
С начала 1990-х гг. в России стали расширяться формы гражданской активности. Именно с этого момента начали возникать и регистрироваться различные женские общественные движения в форме инициативных групп, общественных организаций, фондов и ...
Валентина БОДРОВА "Насилие в семье"
Проблема насилия в семье появилась в стране не сегодня, но в бывшем СССР она относилась к числу "закрытых" тем. Поэтому кроме как среди экспертов в милиции и, возможно, работников ЗАГСов, где фиксировались причины разводов, она ...
Работоспособность, трудоспособность и дееспособность работника
Любая деятельность человека основана на его дееспособности, работоспособности и трудоспособности.
Дееспособность
(способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен ...