SociologyZone
подробно о социологии

Обоснование поведенческих стереотипов в конфликте
Страница 1

Материалы и статьи » Культура конфликтного взаимодействия » Обоснование поведенческих стереотипов в конфликте

Общественная жизнь проходит в постоянном взаимодействии образующих его индивидов. Определив социальное взаимодействие вслед за Я. Щепаньским как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих цель вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера .», обратимся к его основным видам.

Возможные стратегии взаимодействия конфликтующих сторон. Люди находятся в бесконечном множестве взаимодействий, причем одни способствуют их совместной деятельности и являются с этой точки зрения позитивными, другие расшатывают ее, представляют собой определенного рода препятствия для нее. Первые можно отнести к сотрудничеству, вторые – к конфликту. Сотрудничество – один из основных видов социального взаимодействия, в котором действия его участников способствуют взаимному достижению поставленных ими целей. Конфликт – один из основных видов социального взаимодействия, в котором действия его участников препятствуют достижению преследуемых каждым из них целей.

Многие ситуации взаимодействия оказываются «промежуточными» между сотрудничеством и конфликтом. Так, люди могут быть согласны относительно конечных целей взаимодействия и расходиться в выборе средств их достижения. Или условия взаимодействия со временем меняются, порождая то гармонию, то одностороннее преимущество, а то и столкновение интересов.

Укажем и на такую своеобразную форму социального отношения как нейтралитет (избегание), который хоть и не является разновидностью непосредственного взаимодействия, но косвенно тем не менее влияет на социальные ситуации и поведение людей. Поэтому отношение к нему варьирует в широком диапазоне от преследования «нейтралов» до восхищения ими и одобрения их позиций. Так, один из законов Солона требовал лишения гражданских прав всякого, кто во время междоусобиц не примкнул ни к той, ни к другой из противоборствующих партий. И в то же время нельзя не отнестись без уважения к тем мужественным людям, которые в условиях сталинского режима воздерживались от голосования, когда все окружающие «единодушно» были «за», или отказывались от участия в публичном осуждении очередного «врага народа», когда уже сам такой отказ квалифицировался как «пособничество врагам народа».

Противоборствующие стороны преследуют обычно самые различные цели: победить в конкурсе, отстоять свои финансовые интересы, добиться любви красивой девушки и избавиться от других ее поклонников и т. д. Таких целей, назовем их содержательными, – великое множество. Нас же интересуют здесь другие цели – позиционные, связанные непосредственно с ведением противоборства. Их значительно меньше.

К.У. Томас и Р.Х. Киллмен выделяют и рассматривают, как уже отмечалось, пять стратегий действия и взаимодействия конфликтных сторон:

1) приспособление,

2) компромисс,

3) сотрудничество,

4) игнорирование,

5) соперничество.

Представляет интерес исследовательский подход Т. Круликовского. Участники конфликтного взаимодействия, по его мнению, преследуют следующие цели:

а) наступление – стремление вызвать нежелательное для противника изменение;

б) оборона – стремление не допустить нежелательного для себя изменения путем активного противодействия наступлениям противника;

в) уклонение – стремление не допустить нежелательного для себя изменения путем уклонения от решающего столкновения с противником;

г) отступление – стремление сохранить максимум сил (ресурсов) при нежелательном изменении, вызванном противником.

В соответствии с этими целями он выделяет и рассматривает четыре стратегии поведения: наступательную, оборонительную, стратегию уклонения, стратегию отступления.

Наступательная стратегия ведется в одной из двух форм: нападения или вытеснения. Если обратиться к торговому противоборству двух сторон, то запрет на импорт иностранных товаров (эмбарго) можно расценить как акт нападения, а завоевание традиционных рынков сбыта за счет повышения конкурентоспособности товаров – акт вытеснения.

Оборонительная стратегия может осуществляться или в пассивной (сопротивление действиям противника) или активной (контрнаступление) формах. Это различие легко обнаружить в дискуссии, в которой один из обороняющихся предпочитает оправдываться, а другой – наносить контрудары оппоненту (противнику). Вторая тактика оказывается, как правило, более эффективной. Не случайно говорят: лучшим способом обороны является нападение.

Стратегия уклонения используется чаще всего для того, чтобы не поддаться на провоцирующие действия противника, дождаться более благоприятного стечения обстоятельств для столкновения с ним. Любопытно, что два великих полководца – Ганнибал и Наполеон, потерпели поражение от противников, умело воспользовавшихся именно стратегией уклонения.

При отступлении важно вести организованные действия, сохранить какие-то силы и шансы, не допустить бегства и, как следствие, безоговорочной капитуляции.

Если двое находятся в состоянии противоборства, то это касается определенным образом и третьей стороны, имеющей собственные позиционные цели и соответствующие им стратегии поведения. Стратегия сдерживания демонстрируется, к примеру, судьей, приостанавливающим обвинителя и защитника в их излишней запальчивости. Стратегию активного вмешательства осуществляли совместно страны – члены ООН в отношении военного конфликта между Ираком и Кувейтом. При стратегии выжидания третья сторона дожидается наступления такого момента в процессе противоборства, когда включение в него окажется наиболее приемлемым для достижения его собственных целей. Этот момент связан чаще всего с полным взаимным истощением противников и открывающейся возможностью диктовать им свои условия. Имея в виду выжидательную стратегию и ее эффективность, Конфуций оставил такое признание: «Когда я молчал – всегда выигрывал. Когда не молчал – всегда проигрывал».

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Понятие социальной роли.
Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него типичного набора качеств, которые, как нам представляется, необходимы для осуществления этих функций. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, ...

Смертность и здоровье населения
Здоровье населения - характеристика состояния здоровья членов социальной общности, измеряемая комплексом социально-демографических показателей: рождаемостью, смертностью, средней продолжительностью жизни, заболеваемостью, уровнем физическ ...

Средний класс как предмет анализа
Не удивительно, что средний класс стал предметом пристального анализа специалистов. Отдельным проблемам его формирования и функционирования посвящено более 250 публикаций. К настоящему времени, однако, еще не выработано какое-либо единое ...