SociologyZone
подробно о социологии

Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи
Страница 1

Материалы и статьи » Проблемы молодежи и роль социальной работы в их решении » Эволюция основных направлений государственной поддержки молодежи

В настоящее время социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает значительные изменения. В зависимости от того, что признается проблемами молодежи, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания, форм и направлений поддержки молодежи.

До 1920-х гг. во многих странах государственная политика поддержки молодежи не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианское вспомоществование беднякам [20]. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи заботы о молодежи и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а любая инициатива в этой области стала регулироваться законом. Правовая регламентация долгое время была направлена, главным образом, на сокращение масштабов юношеского производственного травматизма и предупреждение роста преступности среди несовершеннолетних.

В 1920-х гг. в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция социальной поддержки молодежи. Для ее формирования решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; с 1926 — ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная общественная организация — комсомол — приобрела особые полномочия по представительству интересов молодежи и стала важнейшим элементом общественно-государственной системы решения молодежных проблем.

По мере укрепления своих позиций комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, определяя актуальные направления социальной поддержки молодежи, причем всех ее категорий, а не только членов ВЛКСМ. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественно значимых целей, широкий охват молодежных проблем, использование преимуществ, которые дает соединение государственных и общественных механизмов реализации крупномасштабных задач, учитывающих изменяющиеся условия развития новых поколений.

В советский период существовало три направления социальной поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование, здравоохранение. Идея государственной молодежной политики, сформировавшаяся к концу 1980-х гг., основывалась на том, что специальные ме-РЬ1, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать созданию равных условий жизненного старта Молодых людей, обеспечивать им равенство не только юридическое, но и фактическое, преодолевая рецидивы патернализма. Эта установка отразилась на всех федеральных документах

концептуального и юридического характера, в вторых определялись основы государственной молодежной политики в конце XX в. — сначала в СССР,

затем в российской Федерации. Концептуальные положения государственной молодежной политики были сформулированы в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005 г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

В этом документе были определены, во-первых, объекты государственной молодежной политики:

• граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

• иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

• молодые семьи — семьи впервые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

• молодежные объединения.

Во-вторых, субъекты государственной молодежной политики, к которым относятся;

• государственные органы и должностные лица (Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 Государственный комитет РФ по молодежной политике был упразднен, его функции переданы Министерству образования РФ);

• молодежные объединения и ассоциации;

• молодые граждане.

В-третьих, была сформулирована цель государственной молодежной политики — достижение качественных сдвигов в характеристиках молодого поколения посредством превращения его в действительно активного и социально ответственного субъекта общественной политики и социальной жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Теоретические аспекты характеристики государственной молодежной политики. Сущность и основные принципы государственной молодежной политики
Безработица является непосредственной чертой развития современной рыночной экономики. Традиционно, под безработицей понимается временная незанятость экономически активного населения [2, с.221]. В западной экономической литературе причин ...

Социальные и психологические аспекты жизни города. СПИД/ВИЧ как проблема социального общества
С 1 августа 1995 года в России действует Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", регулирующий отношения государства и человека в об ...

Социально-экономическая сущность занятости населения
Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социал ...